19065

Пророчества Менделеева. Чем занимался ученый после ярких открытий

№ 33 от 14 августа 2013 года 14/08/2013

Что мы знаем о Д.И.Менделееве, кроме того, что он открыл периодический закон в 35 лет? Чем он занимался после этого?

После 1869 года химия в его работе отходит на второй план. Меня лично поразило содержание взглядов Менделеева на государственное и общественное устройство, развитие культуры и образования, студенчество, профессуру, соотношение интернационального и национального, духовную мощь как основу  экономического благополучия. Эти вопросы актуальны и сегодня.

В этот период Дмитрий Иванович занял в Российской империи уникальное место - советника - консультанта, эксперта императорского правительства по научным и народнохозяйственным вопросам. Без Д.И. Менделеева не решались проблемы воздухоплавания, нефтяного дела, производства бездымного пороха, таможенного дела, тарифов, реформ высшего образования,  постановки метрической службы, транспорта, спорта и др.

О нефти

Мы со школы знаем, что нефть, уголь, природный газ - продукты разложения биомассы - флоры и фауны. На этой основе некоторые представители науки и руководства делают  выводы о скорой кончине эры нефти.

Но Д.И.Менделеев, изучивший Бакинские нефтепромыслы и даже побывавший в Америке, где знакомился с нефтяными скважинами  Калифорнии, пришёл к выводу, что углероды имеют неорганическое  (абиогенное) происхождение. Вещество и породы, присутствующие в мантии  Земли, способны к постоянному воспроизводству углеродов, в том числе нефти. В XXI веке учёные обратились к выводам Д.И.Менделеева и находят подтверждение его взглядам.

О социализме

Проблемы, которыми занимался Д.И.Менделеев, значимы и в настоящее время. Но исследователи его работ должны быть готовы к преодолению препятствий. Дело в том, что избранные сочинения учёного, увидевшие свет до Октябрьской революции 1917 года и при советской власти, значительно разнятся. В СССР издано 25 томов. В них не вошел или был скорректирован ряд положений, которые якобы противоречили идеологии советской власти. Попытаюсь показать некоторые мысли учёного, не вошедшие в советское издание.

Из сочинений Д.И.Менделеева советского периода выброшен ряд  страниц с рассуждениями о социализме и коммунизме, а есть только ремарка: «О коммунизме у Д.И.Менделеева  совершенно неправильные представления…» Что же было утаено? Заслугой теоретиков социализма и коммунизма он считал развитие проблем гражданского общества, устройства государственных демократических структур, системы образования, здравоохранения, культуры и просвещения, гражданских свобод и равенства. Но при этом он показал и раскритиковал и слабости этих учений.

«Социалисты могут прийти к власти с помощью мало развитых и мало имущих по своей лености или разгильдяйству сил. Они породят чудовище в лице хищнического аппарата  государственного управления». Причину развития бюрократизма в различных сферах общественной  жизни Д.И.Менделеев видел в процессах экономической и политической концентрации власти. «Партии социалисты создают в интересах своих вождей и для духовного оболванивания самосознания народа. Это породит культ и диктатуру вождя. Вместо коллегиальности установится авторитарный тип власти. Всё будет зависеть от мозга одного человека. Средством воздействия на человека станет демагогия. Вождь наденет на народ ярмо и будет господствовать от имени этого народа».

В труде: «К познанию России» вычеркнуто всё, что говорится о ситуации в высших и средних учебных заведениях, о скудном научном содержании учебных программ, о засилии в структурах власти недоучек и их претензиях на первые места в государстве, о слабом знании отечественной литературы и национальной истории. «Национальные исторические знания далеки от правды. Они построены на лжи и выдумках. Не все прогрессивные произведения изучаются, ибо лица авторов не угодны отсталым чиновникам. Они консервативны и неразумны. Экономика неизбежно задохнётся,  если её подчинить сомнительной идее» (т. XXI).

Социалисты и марксисты привносят много полезного и прогрессивного в том, что касается решения социальных проблем, образования, здравоохранения, физкультурного развития. «Но могут ли решаться проблемы обеспечения достойной жизни людей, если социалисты исповедуют насилие и грабёж?  Истребляют инакомыслящих, занимаются террором. Сомнительна и их опора на самые бедные слои и на отчужденных от труда людей. Бедность во многом зависит от самих людей».

Об управлении

В «Заветных мыслях» на стр.382 XXIV тома он рассуждает о системе управления. В обществе нет более важного дела, чем выборы в государственный парламент, считал учёный и выдвигал требования, которыми следует руководствоваться при выборе депутатов и формировании парламента. На первое место он ставит духовно-нравственный уровень депутата. Только высокодуховный человек способен выражать и защищать интересы избирателей. Относиться к выбору депутатов надо серьёзно: надо избирать представителей всех слоёв общества - учёных, земледельцев и представителей капитала, «из лиц какого бы то ни было рода, но носителей прогрессивных идей, способных обеспечить движение вперёд государства в соответствии требованиями, определяемыми лишь общими народными интересами» (т. XXI).

Для экономического и социального развития государства нужны люди особой подготовки.  Люди без общей базы знаний литературы, философии, истории и других теорий общественной мысли, культуры и особенностей национальной культуры могут стать лёгкой добычей пропаганды или носителями авантюрных идей. Проблемы должно решать не неразбирающееся в вопросе безграмотное большинство, а образованные специалисты, которых всегда меньшинство. «Для российского государства очень опасно, если депутаты превратятся в  особую касту по индийскому образцу или гильдию по западному. Как первые представители граждан, они должны быть равны с низшими слоями России при исполнении  законов и решений императора и нести ответственность наравне со всеми за  свои злодеяния и не должное выполнение своих обязанностей».

О национальном

В сочинении «К познанию России» Д.И.Менделеев рассуждает о соотношении интернационального и национального значения знания отечественной истории и культуры,  национального языка, без которого немыслимы национальное самоутверждение, понимание  идентичности.

По  мнению Менделеева, социалисты и марксисты вытеснят национальное. «Самобытность народа заменят интернациональным. Если носители идей социализма придут к власти, то носителей обычаев и традиций своего народа заподозрят в национализме. Они будут объявлены неугодными государству.  Национальная идея объединяет народ для преодоления трудностей, в период войн, восстаний и потрясений. Национальные идеи питают народно-освободительное движения». «Национализм, по мне, столь естествен, что никогда, ни при каких порядках, желаемых «интернационалистами», не угаснет…» (т. XXI).

Менделеев утверждает: «Всё минет: и царство, и законы, но обычаи останутся, храня наследство отцов и матерей. Идя к цели, можно жертвовать всем, кроме совести, чести и величайших ценностей - свободы и независимости. Они сохраняются и передаются друг другу поколениями через символы, обряды, ритуалы, традиции».

Советы правителям

Обращаясь к императору, Д.И.Менделеев советует: в поисках мудрости не нужно уклоняться от противоположного мнения. Требуя исполнения законов, следить, чтобы они, даже и справедливые, не могли обратить человека в преступника. Не мстить врагам, ибо ножи точить они не перестанут. Не терпеть холопов, искать самостоятельных исполнителей государственной воли. Не любить хора славящих и низко кланяющихся.

Леонид ЦЫГАНКОВ, кандидат исторических наук, доцент 

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно