- Недавно в домашней библиотеке нашел книгу «Цель жизни», которую написал авиаконструктор Александр Яковлев. Очень интересно было узнать о поворотных вехах советской авиационной промышленности и о том, с какими трудностями приходилось сталкиваться нашим конструкторам, о чем Яковлев говорит без прикрас. Я уверен, что и другим читателям будет интересно узнать подробности о работе этого выдающегося человека на страницах любимой газеты…
В. Мартынюк, Брест
Еще в школе Александр Яковлев занимался в авиамодельном и планерном кружках. После окончания школы трудился рабочим, затем мотористом лётного отряда Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. Несмотря на многочисленные просьбы и обращения, в академию его не брали из-за «непролетарского происхождения».
Начало конструкторской деятельности Александра Яковлева пришлось на первые годы существования молодой Страны Советов. В марте 1923 года было организовано Общество друзей воздушного флота (ОДВФ), численность которого постоянно росла и за два первых года превысила 2 млн человек, преимущественно молодежи. Александр Сергеевич писал в своей автобиографии: «Как активист ОДВФ в 1923 году я был командирован на Всесоюзные планерные состязания в Коктебель. Здесь окончательно увлекся планеризмом и решил сам сконструировать планер». С этого начался его путь в авиаконструировании.
Свой первый летательный аппарат – планер АВФ-10, который был премирован как один из лучших советских планёров на всесоюзных соревнованиях, – Александр Яковлев построил в 1924 году. Первый полёт АВФ-10 совершил 15 сентября 1924 года.
Первым делом самолеты
Первый самолет конструкции Александра Яковлева поднялся в небо в 1927 году. Он назывался АИР-1, это название было дано в честь председателя ЦС Осоавиахима, а впоследствии «врага народа» Алексея Рыкова. Всего за период с 1927 по 1933 год Яковлев разработал 10 типов самолетов семейства АИР – от АИР-1 до АИР-10.
В 1927 году Александр Яковлев был зачислен в Академию имени Н. Е. Жуковского, которую окончил в 1931 году. Он поступил инженером на авиазавод №39 им. Менжинского, где в августе 1932 года организовал группу легкой авиации. В 1934 году группа легкой авиации конструктора Яковлева была выделена в самостоятельную единицу под названием КПБ (конструкторско-производственное бюро). Таким образом молодой инженер стал главным конструктором собственного бюро, войдя в число лучших советских специалистов.
Но путь главного конструктора не был усеян розами. Его 22-я двухместная машина (аббревиатура АИР уже не применялась в документах, писали просто самолет №22) отличалась от предшественников мощными моторами М-103, прекрасной аэродинамикой, могла летать со скоростью 567 км/ч, правда, попытки превратить самолет в ближний бомбардировщик, разведчик или дальний истребитель сопровождения оказались неудачными – летные характеристики резко ухудшились, а конструктивные недостатки (узкая кабина, незначительные размеры бомболюка, небольшой запас устойчивости) также не способствовали развитию.
Сложные задачи
В конце 1930-х годов в истребительной авиации лучшими признали И-26 (в будущем Як-1 конструкции Александра Яковлева), И-200 (МиГ-3 Артема Микояна и Михаила Гуревича), И-301 (Семена Лавочкина, Владимира Горбунова и Михаила Гудкова), их и запустили в большую серию.
В годы Великой Отечественной войны на плечи Яковлева легла задача по производству не только самолетов Як, но и других моделей, по эвакуации авиапредприятий и налаживанию их работы на новом месте. За это время было построено более 36 000 истребителей Як различных модификаций. Больше в годы войны было выпущено лишь штурмовиков Ил-2. На истребителях Як воевали летчики знаменитого полка «Нормандия – Неман», а также многие советские асы, такие как дважды Герои Советского Союза Александр Колдунов, Арсений Ворожейкин и Евгений Савицкий.
Гражданская авиация
В 1960-х годах в КБ Александра Яковлева был создан первый гражданский самолет Як-40. Он стал первым в мире реактивным самолётом для местных авиалиний. На протяжении нескольких десятилетий эта машина была флагманом ближнемагистральной авиации в СССР и социалистических странах. Пользовался успехом этот самолет и в странах Запада.
Профессиональная карьера авиаконструктора Александра Яковлева продолжалась 60 лет. За это время под его руководством было создано свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. С 1932 года самолеты КБ Яковлева непрерывно находятся в крупносерийном производстве и эксплуатации.
В КБ Александра Яковлева также были разработаны:
– первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки – палубный штурмовик Як-38. Это самолет, совершивший первый полет в 1970 году, был основой советской палубной авиации, базировавшейся на тяжелых авианесущих крейсерах проекта 1143 – «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку»;
– первый советский разведывательный беспилотник ближнего радиуса действия «Шмель-1». Разработка подобной техники в СССР началась после того, как мини-БПЛА армии Израиля отлично зарекомендовали себя во время войны в Ливане в 1982 году. «Шмель-1» совершил свой первый полет в 1983 году.
КСТАТИ
Начиная с 1939 года Александр Яковлев стал доверенным лицом Сталина в вопросах авиастроения, и вождь проводил с ним регулярные консультации. Это стало причиной нападок на Яковлева после смерти Сталина – ряд советских авиаконструкторов обвиняли создателя самолетов Як в том, что он, пользуясь своим исключительным положением, добивался прекращения работ по конкурирующим проектам. Были и обвинения в прямом доносительстве.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть