Если фирма Apple (согласно тщательно поддерживаемой легенде) начиналась в гараже, то Boeing — в сарае для хранения лодки. 15 июня 1916 г. из него вылетел первый самолет, построенный инженером-недоучкой по имени Уильям. Он сколотил состояние на торговле лесом, но бросил дрова ради неба.
Мне бы в небо
Уильям Эдвард Боинг родился 1 октября 1881 года в Детройте в семье богатых немецких эмигрантов. При рождении его звали Вильгельм Бёинг, но разве этим янки можно объяснить, что такое «О» умляут? Высшего образования он не дождался, покинул Йельский университет за год до выпуска.
Наследство после смерти отца Уильям вложил в лесную промышленность.
В 1910 г. в Лос-Анджелесе Боинг попал на демонстрационные полеты первых в Америке аэропланов и понял, что предыдущие 29 лет жизни были прожиты зря. Он пошел за мечтой — как романтично. Но — как это по-американски — потому что почуял за мечтой запах больших денег.
В 1916 году на свет появился спроектированный Боингом гидроплан B&W. Первенец, собранный из подручных лесоматериалов, родился рядом с домом Боинга в лодочном сарае на берегу озера Юнион. Для испытаний B&W был нанят опытный пилот, но он опаздывал. Устав ждать, Боинг сам сел за штурвал и совершил свой первый полет.
Летучая почта
В 1918 г. компания «Боинг» насчитывала 300 штатных сотрудников: пилотов, инженеров, конструкторов, плотников и швей, которые кроили и шили полотняные поверхности крыльев.
Когда в Европе гремела Первая мировая война, Боинг продал Министерству ВМС 50 учебных самолетов собственной конструкции. Гидроплан Model С особыми достижениями не блистал, но стал неплохой учебной машиной.
После войны компании пришлось пережить не лучшие времена, но Боинг ее не закрыл. Он довольно долго платил сотрудникам из доходов лесного бизнеса, и это окупилось.
Следующей разработкой стал самолет С-700, созданный Боингом в 1918 году. Этот самолет осуществил первую почтовую перевозку из Канады в Сиэтл. С этого исторического перелета началась эпоха международной авиапочты. Так выживали многие в авиации того времени. Вспомним «Южный почтовый» Сент-Экзюпери.
Почтовики Боинга возили все подряд: почту, пассажиров, срочные грузы. Самолеты становились все больше, сиденья — мягче, в салонах появились стюардессы. В начале 30-х компании принадлежали 30% рынка пассажирских и почтовых перевозок США. Бизнес шел в гору, пока в 1933 г. Боинг не попал под каток американского антимонопольного законодательства. Закон Шермана запрещал авиакомпаниям одновременно заниматься авиаперевозками и строительством самолетов. Компания была вынуждена разделиться на три части. Боингу это так не понравилось, что он продал свою долю и оставил авиационный бизнес. До конца жизни он разводил лошадей на собственном ранчо и ходил под парусом на собственной яхте. На ней он и умер близ Канадского побережья 28 сентября 1956 г. Его прах развеяли над морем с самолета марки «Боинг».
Война и мир «Боинга»
С тех пор компанией управляли разные люди, были свои взлеты и падения. Провальные годы Великой депрессии сменились жирными годами Второй мировой войны, когда «Боинг» тысячами продавал правительству США тяжелые бомбардировщики B-17 и В-29.
В 1946 г. компании пришлось уволить 70 000 человек. Но разразилась «холодная война» и «Боинг» начал строить стратегические бомбардировщики В-52, которые до сих пор составляют основу американской дальней авиации.
В 1967 г. в первый полет отправился лайнер «Боинг-737», которому было суждено стать самым продаваемым самолетом всех времен и народов — более 2000 бортов. Через год в небо поднялся огромный «Боинг-747». Тогдашний директор компании Уильям Аллен вложил в новый проект огромные деньги. Когда его спросили, что будет, если прототип разобьется в первом же полете, он ответил так: «Давайте поговорим о чем-то более приятном — например, о ядерной войне».
Боинг как Горец
По данным 2019 года, стоимость «Боинга» составляла 186 млрд долл. На него работали более 150 тыс. человек. Семь из десяти гражданских лайнеров, которые летают по всему миру, построил «Боинг». Как это удалось компании из лодочного сарая?
За свою более чем вековую историю «Боинг» пережил дюжину конкурентов, а ведь их названия когда-то гремели и в Америке, и в мире. Где теперь фирма «Кёртисс», на самолете которой Уильям Боинг впервые поднялся в небо в качестве пилота-любителя? Жива, но самолетов больше не строит.
Где «Макдоннел-Дуглас», в активе которой были такие легенды авиации, как транспортник DC-3, истребители F-4 «Фантом» и F-15 «Игл»? В 1996 г. поглощена «Боингом». Примерно то же случилось с другими: «Рипаблик», основанной выходцем из России Александром Северским, «Нортроп Грумман» и т. д. Вся история американского авиастроения — сплошной «Горец», где в конце должен остаться только один.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть