Юбилейные даты бывают двух видов — когда юбиляр с нами и когда, к сожалению, уже нет. Нынешний юбиляр стоит наособицу — формально он давно стал историей. Но одновременно он всё же есть и даже продолжает по мере сил работать...
Разгадка проста. Это не человек, а предмет. Предмет культовый — его появление во многом изменило жизнь нашей страны. А появился он 75 лет назад, в 1949 году. Именно тогда началось серийное производство телевизора КВН-49.
Бремя первых
Многие считают его первым отечественным телевизором. Что, конечно же, не так. У аппарата марки КВН были предшественники, и весьма давние — первый советский электромеханический телевизор Б-2, детище инженера Антона Брейтбарта, был создан ещё в 1931-м. Электронные телевизионные системы тоже появились до войны — в 1938 году ленинградский завод, называвшийся тогда «Коминтерном», начал выпуск телеприёмника ТК-1. А спустя несколько лет было заявлено о создании ещё более совершенных аппаратов, предназначенных для самого крутого на тот момент стандарта телевещания в 441 строку, что заметно превосходило стандарты США (343 строки). «Новые телевизоры будут выпускаться уже с июня», — писали тогда в газетах. Речь шла об июне 1941-го...
Разумеется, выпуск телевизоров был прекращён — промышленности пришлось переходить на рельсы военного времени. Но уже в 1944 году нашлись силы для нового рывка — как раз тогда в СССР был запланирован переход на уже совсем невероятный по качеству стандарт телевещания в 625 строк и 25 кадров в секунду. Более того — в 1947-м в серию запустили сразу два телевизора — «Москвич Т-1» и «Ленинград Т-1». Это были модели, вполне соответствовавшие мировому уровню и кое в чём даже его превосходившие — на стандарт в 625 строк впоследствии перешла вся Европа.
Телевизор за 900 рублей
Но слава «первого отечественного телевизора» всё-таки досталась нашему герою, КВН-49. Разгадка проста. Его предшественники были бессовестно дорогими — «Москвич» стоил 3,5 тыс. руб., «Ленинград» — 4 тыс. руб. Средняя же зарплата тогда колебалась в районе 650 руб.
Стоимость первых моделей КВН не превышала 1275 руб. Его вполне мог купить, скажем, квалифицированный рабочий, что мы и видим в фильме Ивана Пырьева «Испытание верности» (1954 год) — в квартире главного героя Лутонина стоит КВН-49 с водяной линзой, увеличивающей маленький экранчик с диагональю 18 сантиметров. Мог купить его и поэт, которого не жаловали власти, — в доме-музее Бориса Пастернака в Переделкине хранится такой же телевизор, что показан в фильме Пырьева. И пусть к миллиону проданных телевизоров пришлось идти почти 8 лет. Но, во-первых, это всё-таки был миллион, а не серии в считаные тысячи телеприёмников. Во-вторых, в мае 1956-го цена на усовершенствованный КВН-49 упала до 900 руб., а среднемесячная зарплата поднялась примерно до 850 руб.
Вслед за КВН подтянулись и другие телеприёмники («Темп», «Зенит», «Север-3», «Авангард», «Звезда», «Беларусь»), но именно он был самым массовым и самым надёжным. Последнее может показаться натяжкой — многие люди старшего поколения помнят, как иной раз расшифровывали аббревиатуру КВН: «Купил. Включил. Не работает». Однако приёмники других марок ломались всё же чаще. К тому же инженеры, разработавшие КВН и давшие ему имя, состоящее из начальных букв их фамилий, заложили в устройство не только возможность модернизации, но и какой-то невероятный запас прочности. Владимир Кенигсон, Натан Варшавский и Игорь Николаевский настаивали на том, чтобы шасси телевизора, то есть вся электроника, при прохождении госприёмки проверялось на качество через испытания в центрифуге. Конечно, этому правилу следовали не всегда. Но когда следовали, на выходе получался абсолютно неубиваемый аппарат, который не ломался годами.
Вообще КВН-49 можно, не стесняясь, назвать шедевром отечественной инженерной мысли. Именно отечественной, сколько бы злые языки ни утверждали, что он является клоном американского приёмника RCA 621TS. Внешне телевизоры и впрямь похожи, но это всего лишь общемировая тенденция послевоенного дизайна. По схеме и по конструкции «американец» значительно сложнее. А стало быть, капризнее — их и было-то выпущено 17 тыс. штук. Советский же телевизор предельно прост — в его схеме было всего лишь 17 ламп, включая кинескоп, что давало оптимальное соотношение «цена — качество» и привело к закономерному успеху.
Лебединая песня КВН
В 1962 году общее количество телевизоров КВН-49 перевалило за 2,5 млн, что составило более половины «телевизионного парка» страны. Немудрено, что именно он стал одним из самых узнаваемых предметов времени. Впоследствии режиссёры, снимающие ретрофильмы об эпохе 1950-х годов, считали своим долгом зафиксировать внимание зрителя на телевизоре КВН. Скажем, он присутствует в фильме Михаила Козакова «Покровские ворота» — тётя главного героя смотрит по КВН то фильм, где «наши играют французскую жизнь», то выступление тенора Козловского. А Никита Михалков, показав в своей драме «Пять вечеров» КВН-49, подчеркнул характерную деталь — жители коммуналки приходят к соседям «на телевизор», который есть не у всех... 1962-й стал одновременно и годом триумфа этого телевизора, и его лебединой песней. С триумфом всё понятно — когда годом ранее решили в новом формате возродить юмористическую телеигру «Вечер весёлых вопросов», нужно было название, стопроцентно отсылающее к телевидению. Надо ли говорить, что им стала та самая аббревиатура КВН? Пусть и с другим наполнением — «Клуб весёлых и находчивых».
А вот с лебединой песней всё не так уж и просто. Производство самого массового телевизора прекратили — он морально устарел: вес 29 кг, гудение ламп, не самая совершенная акустическая система, слишком маленький экран, который требовал стеклянной или чаще плексигласовой линзы. Наливали в неё то дистиллированную воду, то глицерин, а самые отважные — даже спирт... Ну и, разумеется, вечная кружевная салфетка, которой накрывали этот экран, — считалось, что она предохраняет его от «выцветания». В общем, КВН почти по всем статьям проигрывал новым моделям.
Но избавляться от старого товарища, который первым открыл окно в большой мир новостей, кино и новогодних огоньков, спешили не все. КВН-49 оставался в строю долго — вспомним хотя бы фильм Сергея Соловьёва «Асса», действие которого происходит в Ялте 1980-го. Героиня Татьяны Друбич снимает комнату, хозяйка знакомит её с обстановкой: «Ванна чистая, бельё свежее, сетка панцирная, одеяло пуховое, телевизор КВН. Всё стоит три рубля».
Удивительно, но КВН-49 уверенно шагнул и в XXI век. Правда, в наши годы его ценят в основном любители винтажного дизайна, причём те, кто знаком с паяльником и схемами на радиолампах — всё-таки времени прошло немало, и кое-какие детали попросту выработали свой ресурс. И вообще всему приходит конец — аналоговое телевещание в нашей стране будет прекращено 31 декабря этого года. Впрочем, не исключено, что найдутся умельцы, которые адаптируют КВН и к «цифре»...
Сколько стоит КВН-49
В интернете немало объявлений о продаже легендарного телевизора. Самые нескромные просят 60 тыс. руб. («КВН-49, работает, 1958 г. Аккуратно восстановлен, никакого новодела, все детали 100% родные»). Кто-то готов расстаться с раритетом всего за 5 тыс. («Стоит без надобности. Нет одной ножки. Шнур есть, но, скорее всего, не рабочий»).
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть