40 лет назад, в мае 1985-го, вышло постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Отрезвляющее начинание не только не достигло цели, но и подкосило Советский Союз, считает директор Центра алкогольных исследований «ЦИФРРА» Вадим Дробиз.
Напитки радости и горя
- Вадим Иосифович, в 1985 году страна пила так, что потребовалась экстренная антиалкогольная кампания?
- Как свидетель и непосредственный участник тех событий говорю: «Нет». Сильно пили, причём именно водку, в 1950-е. Потом власти многое сделали, чтобы приучить людей к вину и пиву. В 1980-х я служил офицером в подмосковной части и подтверждаю: мужики пили вино – сухое или полусухое. А вот девушки предпочитали сладкое или полусладкое. Такое было разделение. В 1984 году винных напитков – виноградных или плодовых – употребляли в среднем по 27 литров в год на человека. После антиалкогольной кампании – по 3 литра. Вот тут меры сработали. А водку как пили, так и продолжили.
– Это по ощущению или есть цифры?
– Крепких напитков (водка, коньяк и всё прочее) к середине 1980-х выпивали по 10–11 литров на человека в год. По официальным данным, в результате антиалкогольной кампании цифра уменьшилась до 6 литров. А на деле никакого сокращения не было.
– В СССР алкоголь потребляли в больших количествах, чем, скажем, на Западе?
– У нас потребление никогда не превышало нормальный уровень для стран европейской цивилизации, а в Западной Европе тогда пили даже больше. Властям надо было с чего-то начинать реформы, решили подтянуть духовный уровень строителей коммунизма в эпоху развитого социализма. За счёт чего это сделать? За счёт запрета алкоголя. В итоге получили то же самое, к чему во все времена приводили сухие законы: развился нелегальный рынок, бандиты, подделки, суррогаты, кто-то стал переходить на наркотики… При этом сломали модель потребления алкоголя, в которой основу составляли вино и пиво. Но это напитки радости, они хорошо идут, когда жизнь прекрасна. А тут начались реформы, ограничения, жизнь пошла непредсказуемая… У советских людей стало проявляться недовольство властью, а у власти – неуважение к гражданам. В такой ситуации рука тянется к крепкому – уже не от радости, а от горя или напряжения.
Алкоголь и математика
– В стране начали рубить виноградники, сокращать выпуск водки, вводить на неё талоны, повышать цены, ограничивать продажу. Откуда же люди брали спиртное?
– Всё село гнало самогон. А это, по официальным данным, 23% населения. Горожане тоже осваивали нехитрую технологию. Да, власти с этим боролись, были уголовные преследования. Но в реальности получалось так: на каждого владельца самогонного аппарата приходилось полтора-два десятка «пайщиков». Есть совершенно наглядные цифры: с 1985 по 1987 год продажа сахара выросла на 18%, или на 1,4 миллиона тонн. Понятно, что всё пошло на брагу, из которой можно было получить 140–150 миллионов декалитров самогона (в 1 декалитре 10 литров. – Прим.).
Смотри: в начале 1980-х производили около 200 миллионов декалитров крепких напитков в пересчёте на чистый спирт. При этом есть данные, что к 1987 году выпуск официальной водки сократился до 120 миллионов декалитров. Прибавьте к ним объём браги – получится даже больше, чем было изначально. Плюс всевозможные эрзацы и подделки, стеклоочиститель, вынесенный из лабораторий спирт для протирки приборов… Пошли алкогольные отравления, смерти.
В общем, на выходе основные сложности с приобретением выпивки возникали не у алкашей, а у нормальных людей, которым иногда хотелось немного пригубить. Да и то сложности были не фантастические. Бутылку всегда можно было купить, например, у таксиста. Да, чуть дороже. Но и государство повысило цены с 4,7 до 9,1 рубля за бутылку водки.
– Прилично.
– Собственно, водка в СССР всегда стоила дорого, поскольку в цене существенная доля приходилась на акциз, то есть доход бюджета. Как результат – к 1989 году казна, по признанию тогдашнего главы Минфина Валентина Павлова, недосчиталась поступлений от алкоголя на сумму 91,8 миллиона рублей (при объёме всех госдоходов в 459 миллионов). Несложно предположить, кому достались эти выпавшие доходы. Экономические потери государства и стали одной из причин прекращения антиалкогольной кампании в 1990 году.
«Ведро так налью»
Старший научный сотрудник Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ) РАН Александр Петров:
– В начале 1980-х все, помню, любили портвейн. Стоил недорого – от рубля с небольшим. За хорошими же винами, особенно грузинскими, в Москве приходилось побегать. Была экспедиция в Грузии, проходили мимо винного завода. Ребята спрашивают у сторожа: «У вас купить можно?» «Пожалуйста, – говорит, – сколько вам: 100 бутылок, 200?» «Да нет, – говорим, – нам на вечер». Отвечает: «А, ну ведро я вам и бесплатно налью». Шок! Когда началась антиалкогольная кампания, мы проблему с водкой, если сильно надо было, решали так: брали такси до аэропорта «Внуково», шли там в ресторан, покупали бутылку и на той же машине ехали обратно. Ценник в ресторане был выше магазинного, но не в 8–10 раз, как сейчас, а примерно в полтора. Такси туда-обратно выходило в 6–7 рублей. И за водку сначала столько же, а после её подорожания – рублей 15.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть