В недавнем исследовании учёные из Нью-Йоркского университета объяснили, как была создана древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура — Большой сфинкс в Гизе. Для Египта он стал одним из символов и важнейшей достопримечательностью.
Значит ли это, что теперь все тайны сфинкса раскрыты? Что ещё неизвестно об этой скульптуре? И есть ли под ней секретные помещения и подземные ходы, о чём тоже давно говорят?
Соавтором выступила природа
Как писал ранее aif.ru, американские учёные решили проверить экспериментом гипотезу, предложенную более 40 лет назад египетско-американским геологом Фаруком Эль-Базом. Ещё в 1981 году он предположил, что значительную роль в формировании облика Большого сфинкса сыграл ветер. Он создал скальное образование, формой напоминающее лежащего льва. Такие формы рельефа, возникающие в пустынях и полупустынях, называют ярдангами.
Древним строителям оставалось обтесать фигуру, сделав сфинксу лапы, спину и детали лица. Таким образом, он не был полностью построен египтянами. Их соавтором выступила сама природа.
Учёные из Нью-Йоркского университета смоделировали процесс формирования ярданга в условиях пустыни. Они сделали из мягкой глины, внутри которой находился более твёрдый материал, макет горы и воздействовали на него быстрым потоком воды. По задумке, он имитировал ветер.
В итоге получилась фигура, отдалённо похожая на сфинкса. Это, по мнению авторов исследования, доказывает правоту гипотезы о частично природном происхождении статуи.
Кто из фараонов более «солнечный»?
С вопросом, какие тайны Большого сфинкса остаются неразгаданными до сих пор, мы обратились в Международный учебно-научный центр египтологии им. В.С. Голенищева РГГУ.
«Сфинкс, охраняющий некрополь в Гизе, с глубокой древности являлся одним из важнейших памятников страны. Для нас он стал символом великой цивилизации Нильской долины, — говорит ассистент центра Евгений Барсуков. — Этот удивительный памятник привлекал внимание исследователей с момента зарождения египтологии как науки. Сейчас мы многое знаем о нём, но сказать, что мы знаем всё, нельзя. Такое утверждение было бы некорректно.
На данный момент точно установлено, что скульптура была создана в эпоху IV династии, когда египетская цивилизация достигла первого пика своего развития. Её отличительной чертой стало невероятное самообожествление царя, связанное в том числе с усилением роли солнечного культа. Здесь мы сталкиваемся с первой проблемой: кого из царей этого времени должен был олицетворять сфинкс?
По самой распространённой версии, прототипом для лица являлся Хафра (фараон из IV династии, правивший примерно в 2547–2521 годах до н. э. — прим. ред.), в припирамидный комплекс которого и включена скульптура. Но есть вероятность того, что лицу сфинкса были приданы черты Хуфу (он же Хеопс, правил в том же веке, но чуть раньше. — прим. ред.), отождествлявшего себя с солнечным богом-демиургом».
Колосс, переживший смуту
«Есть и вторая проблема: первоначальный вид памятника, — продолжает Евгений Барсуков. — Мы примерно представляем себе, как на протяжении времени менялся его облик, но дать однозначный ответ на этот вопрос пока нельзя. Здесь речь идёт не о фантастических теориях о переделке головы статуи, а скорее об уточнении деталей: как первоначально выглядела борода сфинкса, был ли он расписан в эпоху Древнего царства, предполагалось ли изначально, что под его бородой будет находиться статуя царя?
Есть вопросы и о существовании Большого сфинкса до эпохи Нового царства, когда он стал центром поклонения. Как этому колоссу удалось пережить смуту, охватившую страну в I Переходный период, когда многие изображения царей были разбиты? На эти вопросы учёным в будущем ещё предстоит ответить.
Что касается разговоров о неизвестных подземных камерах, тут стоит заметить, что после довольно продолжительных исследований, в том числе геологических, ничего, кроме пары уже известных отверстий, выявлено не было. Да и открытые ранее отверстия, судя по всему, были вырублены древними искателями сокровищ. А исследований было проведено действительно много.
Если подытожить, то реальными „загадками“ сфинкса являются мировоззренческие концепции его создателей, ответ на вопрос, кого из царей изображает его лицо, детали его внешнего вида в момент создания (до реставрации, проведённой в эпоху Нового царства), а также в целом судьба памятника до этого времени».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть