Но я сомневаюсь, что стала бы известной всем без помощи мужчин...» - любила говорить Коко Шанель.
МЕЧТЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Ее мать Жанна, влюбившись в ловеласа по имени Альбер Шанель, не была счастлива. Когда Габриель (такое имя при рождении дали будущей королеве моды) едва исполнилось 12 лет, мать умерла от туберкулеза и непосильного труда. Отец отдал сыновей родственникам, а дочек - в монастырский приют, и больше не появлялся в их жизни. Но девочка никогда не говорила о нем плохо. Габриель выдумала историю, в которой ее отец-виноградарь уехал в Америку на заработки, чтобы купить хороший дом для своей семьи. Богатая фантазия девочки помогала ей выжить среди однообразия и суровости приютской жизни, с которой, как и со своим положением сироты, она не хотела примириться. Девочкам из обеспеченных семей, за которых в приют вносилась плата, жилось лучше: к ним относились мягче, и они были наряднее одеты. В приюте обучали шитью, чтобы его воспитанницы получили профессию, способную прокормить их в будущем. Именно тогда Габриель впервые проявила свои способности: она перекроила сиротское платье, добавив в него детали из формы своих обеспеченных сверстниц, тем самым выделив себя из безликого окружения.
Когда Габриель исполнилось восемнадцать, она больше не могла оставаться в приюте: ведь она не собиралась становиться монахиней. Ее определили на работу в швейную мастерскую города Мулен. Там талант юной портнихи быстро признали и заказчики, и владельцы мастерской: она прекрасно шила одежду для детей и женщин. Но это занятие в то время еще не стало делом ее жизни. Однажды в кафешантане, заявив, что сможет спеть ничуть не хуже, чем местная певица, она вышла на сцену с модной песенкой «Кто видал Коко у Трокадеро?» - и с тех пор делала это каждый вечер. Завсегдатаи - офицеры местного гарнизона - аплодировали, требовали спеть на бис, громко кричали: «Коко! Коко!» Так появилось ее прозвище, ставшее вторым именем. Позже Шанель не хотела вспоминать об этом и происхождение прозвища связывала с отцом, который якобы называл маленькую Габриель «цыпленочком».
ШЕДЕВР ИЗ ПЕЧАЛИ
Девушка понимала, что не имеет выдающихся способностей к пению, и поэтому отказалась от сомнительной карьеры провинциальной певички, уехав в поместье офицера-пехотинца Этьена Бальсана.
Ее избранник обожал верховую езду, и под его руководством Коко стала отличной наездницей. Но платья модных в то время фасонов сильно мешали при выездке. И тогда, специально для верховой езды, она придумала оригинальный удобный брючный костюм, а к нему - шляпку-канотье, чем повергла в шок окрестных дам. Однако спустя какое-то время Шанель уже подобные шляпки делала для всех соседок и знакомых, став законодательницей местной моды. Каждое творение Коко было штучным товаром, изысканным и изящным. Отношения с Этьеном к тому времени зашли в тупик - он и не думал жениться на девушке не своего круга, а Шанель угнетало положение содержанки. Она хотела зарабатывать деньги сама и ни от кого не зависеть. У нее появилась мысль о своей мастерской. Бальсан отнесся к идее скептически. Он не верил в то, что из затеи Коко может получиться что-то серьезное, и, хотя предоставил для этих целей свою квартиру в Париже, финансировать дело отказался. Деньги дал англичанин Артур Кейпл, лучший друг Бальсана.
Артура все называли Боем. Он был богат, умен, красив, но главное - он верил в талант Коко и относился к ней с нежностью, доверием и уважением, ценил ее естественность и ироничность. Со временем с его помощью она открыла не только магазин, но и дом моделей в Биаррице. Коко не боялась идти наперекор устоявшимся вкусам и доверяла собственной интуиции, создав собственный стиль - стиль Шанель.
К сожалению, именно жажда материальной независимости, а не только принадлежность к разным социальным слоям, стала препятствием на пути к браку двоих любящих друг друга людей. Сначала Артур Кейпл был готов жениться на Коко, но она отложила свадьбу, желая стать равной ему и не зависеть от него материально. Однако, когда, по ее мнению, настало подходящее время для замужества, Артур принял решение породниться с более знатным семейством. Он предложил руку Диане Листер - знатной леди из высшего общества.
Коко Шанель любила Боя той любовью, что случается в жизни лишь однажды. Его сердце до конца дней также принадлежало Коко. Он метался между Габриель и Дианой, разрывался между Парижем и Лондоном и однажды, накануне Рождества в 1919 году, по дороге в Канны погиб в автокатастрофе. Габриель не была его женой и по законам светского общества не могла носить траур. Но именно тогда родилось маленькое черное платье, которое она с небольшими изменениями выпускала в течение пяти лет, покорив благодаря ему сердца женщин всего мира. Стереотипы были вновь сломаны, черный перестал быть цветом траура. Но не для Шанель…
ВЕЧНЫЙ ВЫБОР
Вернуться к жизни ей помогла встреча с двоюродным братом Николая II - великим князем Дмитрием Павловичем Романовым, эмигрантом, который был моложе теперь уже знаменитой законодательницы мод на восемь лет. Князь Дмитрий, потерявший после революции все свое состояние, был беден. Коко фактически содержала его, но вела себя деликатно, не унижая достоинства возлюбленного. Дмитрий Павлович познакомил Шанель с парфюмером Эрнестом Бо, отец которого когда-то работал на императорскую семью. Коко вновь рискнула: она заказала парфюмеру серию ароматов и выбрала один из образцов - номер пять, предпочтя простой хрустальный флакон с лаконичной этикеткой. Томные, роскошные духи Шанель номер пять стали сенсацией в мире парфюмерии. И сегодня, спустя сотню лет, они по-прежнему любимы самыми взыскательными модницами.
Габриель давно привыкла, что постоянной единицей в ее жизни остается лишь работа, а мужчины появляются и исчезают. Поэтому не удивилась ни отъезду Романова в США, ни его скорой женитьбе на состоятельной американке. Сама она уже была влюблена в другого представителя аристократии, герцога Вестминстерского.
Бонни, как называла самого влиятельного и богатого человека Великобритании Шанель, подарил ей огромный дом в Лондоне, баловал дорогими ювелирными украшениями, и все были уверены, что рано или поздно пара свяжет себя узами брака. Однако этого не случилось. Самые долгие и крепкие отношения в жизни Шанель длились 14 лет, но завершились из-за неспособности Коко иметь детей. Герцогу был необходим наследник, а Коко не смогла его ему подарить. Впрочем, говорят, Бонни хотел жениться на Шанель, но она сама отказала возлюбленному: «Зачем мне выходить замуж за тебя, ведь Коко Шанель - единственная на свете, в то время как мир знает много герцогинь?» Как бы то ни было, они расстались, и снова Шанель спасла ее любимая работа. «Есть время работать, и есть время любить. Никакого другого времени не остается», - часто повторяла модельер.
Позже Коко Шанель встречалась с художником и журналистом Полем Ирибарнегаре, который, к сожалению, был женат и погиб раньше, чем развелся с супругой. А следующая - и последняя - связь в жизни Шанель и вовсе сделала Коко обвиняемой в шпионаже во время Второй мировой войны. Ее возлюбленным оказался немецкий офицер Ганс Гюнтер фон Динклаге. Модельера поставили перед выбором - или тюрьма, или добровольная эмиграция. Вместе с Гансом она уехала в Швейцарию, однако роман оказался несчастливым, и в преклонном возрасте Шанель вернулась во Францию, чтобы целиком и полностью погрузиться в главную любовь своей жизни - работу.
До конца своих дней она трудилась над новыми коллекциями, но однажды у нее вырвалось: «Даже не знаю, была ли я счастлива…»
Ольга ГРАЖИНА
Коллаж Тараса БОЯРЧУКА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть