4 июня 1940 г. к побережью Ла-Манша в районе французского города Дюнкерк вышли части наступающего вермахта. Глазам солдат предстали тысячи убитых и непохороненных бельгийцев, французов и англичан. Однако победа не показалась гитлеровцам полной.
После того, как немцы прорвали линию Мажино и разгромили Голландию, 16-й корпус французской армии, остатки бельгийских частей и Британского экспедиционного корпуса (400 тыс. человек) оказались прижатыми к побережью в Нормандии. Руководство Великобритании решило, что лучше иметь битую армию, чем никакой. Операцию, в ходе которой предстояло за 10 дней эвакуировать более трети миллиона человек, назвали «Динамо».
На земле...
В 1949 г. молодой французский писатель Робер Мёрль выпустил свой дебютный роман. В русском переводе он называется «Уик-энд на берегу океана». Мёрль хорошо знал то, о чем писал: в 1940 г. он сам попал в плен под Дюнкерком и просидел в лагере 3 года. События книги разворачиваются на протяжении 1 и 2 июня 1940 г. Главный герой старший сержант Жюльен Майа (в фильме 1964 г. его играет молодой Жан-Поль Бельмондо) всеми правдами и неправдами пытается пробраться на английский корабль. Когда это ему наконец-то удается, корабль топят немецкие пикировщики. Вот как описана эвакуация в романе, на последней странице которого Майа погибает при бомбардировке: «Все произошло с такой неестественной быстротой, что он только потом, через несколько мгновений, отдал себе отчет в случившемся. Три бомбардировщика гнались за одним из миноносцев, шедших параллельно берегу. Вдруг один бомбардировщик оторвался от тройки, спикировал, чуть не упав на свою жертву, и сразу же взмыл вверх. Майа увидел, как от него отделились три больших предмета. Издали они походили на три капли птичьего помета. Майа заметил, как вокруг миноносца взметнулись фонтаны воды. Но тут второй немецкий бомбардировщик вошел в вираж, свалился на одно крыло, прежде чем войти в пике. На этот раз раздался глухой удар. Пламя охватило миноносец. И теперь он уже не двигался. Потом третий бомбардировщик обрушился на свою жертву. Снова раздался глухой удар. Миноносец дал крен, затем на мгновение словно выпрямился и тут, как бы измученный этим последним усилием, лег набок...
— Это английский? — спросил Майа, высвобождая руку.
— Нет, — произнес за его спиной чей-то спокойный голос, — нет, французский. Когда он был у берега, я флаг разглядел».
Мёрль очень точно описал боевую работу звена пикирующих бомбардировщиков Юнкерс-87.
В небесах...
В 1995 г., к 50-летию Победы, в США вышла книга «Военный дневник 1939-1945». В ней собраны воспоминания ветеранов практически всех воевавших стран, в том числе советских. Вот что рассказал про Дюнкерк много лет спустя пилот королевских ВВС Джон Уайт: «Накануне в нашу 32-ю эскадрилью прислали двух молодых пилотов. Я буквально умолял их: ради всего святого, когда будете над целью, держите глаза открытыми. Конечно же, им это не помогло. Когда над городом сцепились с мессершмиттами и началась „собачья драка“ — бой на низкой высоте с крутыми виражами, — обоих сбили.
Я знаю, многие из тех, кто был в это время на земле, говорили потом, что у них не было прикрытия с воздуха. Но я вас уверяю: мы бросили туда все, что могли. До последнего самолета, до последнего летчика».
За время эвакуации британцы смогли уничтожить 145 немецких самолётов ценой потери 156 своих. Ещё 35 «немцев» сбили зенитки кораблей.
И на море
Эвакуацию осложняло то, что порт Дюнкерка немцы разбомбили, а причалить к берегу крупные корабли и суда не могли — слишком мелко. Чтобы вывезти отчаявшихся людей, британскому Адмиралтейству пришлось реквизировать сотни гражданских прогулочных катеров, портовых буксиров, рыболовецких лодок, парусных яхт. Флот назначал на них свои экипажи, но бывали случаи, когда владельцы отказывались пускать военных моряков на борт. «Вы тут все поломаете», — говорили они и сами шли к французскому берегу спасать обреченную армию. Некоторые при этом гибли.
«Каждый раз, когда к берегу причаливала пустая лодка, вокруг нее начиналась толкотня, — писал Мёрль. — Томми (прозвище английских солдат), спешившие навстречу лодке, входили прямо в воду. Шли они, болтая локтями, в чуть смешной позе людей, шлепающих по воде. Скоро они погружались в воду по пояс. И продолжали двигаться вперед. Добравшись до лодки, они хватались за борт и подтягивались на руках. Лодка угрожающе кренилась при каждом новом пассажире. Но самое трудное наступало потом, когда лодка уже наполнялась людьми. Требовалось повернуть ее в открытое море и поскорее отойти от берега, потому что к ней приближались уже новые солдаты, и, следовательно, лодка могла перевернуться».
Когда в 1958 г. в Великобритании снимали еще черно-белый фильм «Дюнкерк», значительная часть этого «флота» была на плаву. Некоторые лодки даже попали в кадр. К 2017 г, в котором Кристофер Нолан выпустил свой «Дюнкерк», несколько десятков героических суденышек были все еще живы. Им и только им в память об операции «Динамо» позволено носить особый флаг — военно-морское полотнище с прямым красным крестом святого Георгия и герб Дюнкерка.
Немного статистики
Всего в операции «Динамо» были задействованы британский крейсер, 39 эсминцев, 36 тральщиков, 13 торпедных катеров, 9 канонерских лодок и 311 малых судов. Франция помогла 168 единицами, в том числе 49 боевыми кораблями.
На берегу было оставлено 455 танков, 2500 пушек, почти 65 тысяч автомашин, 20 тысяч мотоциклов, 68 тысяч тонн боеприпасов, 147 тысяч тонн топлива и 377 тысяч тонн снаряжения и военного имущества, 8 тысяч пулемётов и 90 тысяч винтовок.
Зато на острова удалось вывезти 338 тысяч человек, в том числе 95 тысяч французов и более 40 тысяч бельгийцев. Примерно 50 000 французских военнослужащих попали в плен.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть