777

«Буржуазный мир — неприглядное зрелище». С чем воевал Эрнст Неизвестный

"Аргументы и факты" в Беларуси № 16. Как COVID-19 меняет наш мир 21/04/2020
Эрнст Неизвестный.
Эрнст Неизвестный. / Тихонов / РИА Новости

9 апреля — 95 лет со дня рождения Эрнста Неизвестного, одного из самых ярких скульпторов ХХ века.

В 1970-е Эрнст Неизвестный уехал из Советского Союза: в своей родной стране он не мог работать, руководство жестко критиковало его искусство. А после перестройки Неизвестный жил на две страны, хотя в Россию приезжал в основном к близким или по работе. Интервью давал очень неохотно. «АиФ» стал одним из редких СМИ, которым повезло пообщаться с мастером. Мы решили ко дню рождения великого скульптора вспомнить самые яркие его высказывания. Тем более что десять лет назад, когда мы беседовали с Эрнстом Иосифовичем, он буквально предсказывал наше будущее.

О засилье гаджетов

Неизвестный всегда предпочитал общаться с молодежью, изучать ее и даже учиться у нее. Правда, были моменты, которые ему, человеку другого поколения, оказывались непонятны, а что-то он просто не мог принять.

Эрнст Неизвестный. 1956 г.
Эрнст Неизвестный. 1956 г. Фото: РИА Новости/ В. Гаспарянц

«За тех людей, которые сейчас растут, всё будет делать машина. Дети же уже без калькулятора не считают. Машина не умнее, просто она технически более ладно устроена. У Шварца есть такая сказка, как человек изобрел машину для подслушивания мыслей. Денег на обезьяну для такого опыта у него не было, он купил щуку, вживил ей эту маленькую машину. Но оказалось, что щука сама все время думает. Когда она плавает, думает: „Съем карася“, когда какает, думает: „Съем карася“, даже когда спит, думает: „Съем карася“. И как ни бился изобретатель, ничьих мыслей он больше не подслушал. С машиной сражаться невозможно. Это как интеллектуальная любительница Мандельштама 80 лет не может бороться с человеком, который изучил рукопашный бой».

О деньгах

Неизвестный был известным бессребреником. Все свои гонорары он тратил на помощь другим и на бронзу, из которой отливал свои работы. Он никогда не стремился к наживе, поэтому с болью смотрел на мир, который жил совсем по другим законам.

«Мир во многом одинаков, будь то Америка или Россия: мамона, стремление к наживе, оценка явлений по внешним признакам — это все плачевно. В каком-то смысле утописты коммунисты были правы, буржуазный мир — это довольно неприглядное зрелище. В нем не могут быть героями ни Гомер, ни люди из „Жития святых“. В нем героинями становятся какие-то хорошо отфотографированные путаны и костюмы. Вещизм процветает. Важно, на каком автомобиле ты ездишь, в каком костюме ходишь. Это не примитивность, это пагубность. Потому что это разнообразие, порожденное свободой, становится невероятно убогим, однообразным и унылым. Я хочу отдать должное писателю Пелевину. Он очень хорошо выводит образы и формулы этого времени. Помню, что я уже в детстве возмущался стереотипами, которые навязывают. Я жене говорил это лет 20 назад. Некоторые формулировки тогда даже придумал, а сейчас я вдруг читаю их у Пелевина, как будто я ему это подсказал. Но это ему жизнь подсказала.

Конечно, культ вещей — это безобидно. Почему нет? Вещи бывают красивые и некрасивые. Страшно, когда социальная принадлежность и доблесть человека оценивается лишь тем, в чем он ходит, ездит, что он ест. Человек оценивается как потребитель рынка. Очень часто приходится слышать: „Он пришел в костюме от Армани“. Уже герой! А если еще поел в дорогом ресторане, значит, достоин уважения. А мне опыт подсказывает, что иногда на базаре еда бывает вкуснее. Это как у Булгакова: пиджак без человека».

Про пессимизм и «Гамлета»

Его работами кто-то восхищался, а кто-то их не принимал, как тот же Хрущев, для которого Эрнст Иосифович впоследствии изготовит могильный монумент. Сам Неизвестный каждую свою работу пропускал через сердце.

Надгробный памятник Н. Хрущёву. Эрнст Неизвестный
Надгробный памятник Н. Хрущёву. Эрнст Неизвестный Фото: АиФ/ Валерий Христофоров

«Я не понимаю абсолютной чернухи. И отмежёвываюсь, отказываюсь, если мои вещи называют трагическими. Представьте себе крест. Во-первых, крест прекрасен — от самого перекрещивания горизонтали и вертикали. А представьте себе крест из двух мощных дубов, горизонтального и вертикального. Это драматично, но не пессимистично. У меня вообще нет пессимистичных работ, есть только драматические. „Гамлет“ — это не пессимистическое произведение. Конечно, там все мертвыми лежат, но это драматизм. Если люди после того, как они посмотрели пьесу Шекспира, наполнились жизнью, энергией, то, мне кажется, они даже сексуально приободрятся. А от некоторой „оптимистической деревенской прозы“ застрелиться хочется».

Эрнст Неизвестный. Избранные работы великого скульптора

 

О воровстве

Деньги на создание и установку «Маски скорби», одной из самых известных скульптур Неизвестного, которые собирались, как говорится, «с миру по нитке», были украдены. Кем — до сих пор неизвестно.

«Если бы я интересовался тем, кто и как ворует деньги, и хотел бы в этом быть полезным обществу, я бы пошел в КГБ. Но у меня не было возможности проводить расследование, у меня абсолютно отсутствует к этому талант. Конечно, я пытался что-то предпринять. Потому что эти деньги мы должны были передать простым рабочим, литейщикам, каменщикам. Никогда не забуду: устанавливалась моя „Маска скорби“ в Магадане. На улице стоял такой холод, что даже бетон замерзал. Бригадир рабочих подошел ко мне и протянул руку. Она выглядела как недожаренный бифштекс. Ее пожать-то было страшно. У рабочих были такие же руки. И те деньги, которые я выклянчил у благородного бизнесмена из Ленинграда и других самоотверженных людей, а такие, к счастью, нашлись среди банкиров, гонорар за свою книгу, который передал мне Борис Ельцин, не попали в эти обмороженные руки. Конечно, я был возмущен, но у меня не было способа разоблачить воров. Это традиция, которая губит очень многое в России. Я не экономист, не политик. Но даже я это понимаю, и тогда я впервые в жизни был солидарен с органами следствия».

Эрнст Неизвестный на выставке своих работ. Государственная Третьяковская галерея. 1999 г.
Эрнст Неизвестный на выставке своих работ. Государственная Третьяковская галерея. 1999 г. Фото: РИА Новости/ Александр Поляков
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно