968

Броня крепка. Как 100 лет назад вставал на гусеницы советский танкопром

Танк «Рено-Русский» или «Борец За Свободу тов. Ленин».
Танк «Рено-Русский» или «Борец За Свободу тов. Ленин». Public domain

В последний день августа 1920 г. из ворот дизельного цеха завода «Красное Сормово» своим ходом выкатился первый советский танк «Борец за свободу товарищ Ленин». Если по-честному, то советского в нем были только металл и рабочие руки.

Под чужим флагом

Такое положение сохранялось в СССР первые 20 лет существования нашей танковой промышленности. Это обидно, но без этапа копирования иностранных образцов у нас не было бы ни Т-34, ни ИС-3, ни Т-72 с «Арматой». Сегодняшний рассказ — как раз об этих незнаменитых годах. Незнаменитых, но славных: в СССР ухитрялись доводить до ума даже те идеи западных танкостроителей, которые на самом Западе сочли мертворожденными.

Возвращаясь к началу начал: первый советский танк был даже не продуктом отверточной сборки, он был полным контрафактом. В марте 1919 г. под Одессой 2-я Украинская Советская армия атаковала части французских интервентов. В качестве трофеев красным достались танки системы Рено FT-17. Это был новейший французский танк, первая в мире боевая машина классической компоновки (боевое отделение спереди, двигатель сзади, оружие сверху во вращающейся башне).

Один из трофеев был подарен лично Ленину, после чего советское правительство приняло решение о начале производства в РСФСР собственных танков. В качестве подрядчика был определен нижегородский завод «Красное Сормово». Там «француза» разобрали, сняли с деталей чертежи, и — вуаля — на свет появился «русский Рено». Первый советский танк был растиражирован в 15 экземпляров, ни один из которых в войнах не участвовал. Но передал эстафету второму советскому танку.

Компоновка Рено FT.
Компоновка Рено FT. Источник: Public Domain

Т-18, попытка № 2

Рено FT-17 понравился не только русским, но и итальянцам. На его базе в Италии был создан танк Фиат 3000. Один из Фиатов попал в СССР, где его воспроизвели с некоторыми изменениями под названием Т-18, он же МС-1 (малый танк сопровождения пехоты, первая модель). Именно на Т-18 советские танкисты приняли свой первый бой.

В 1929 г. китайские войска захватили Китайско-Восточную железную дорогу в Маньчжурии, которая до этого считалась совместным предприятием. Советы воевать не хотели (сил на Дальнем Востоке было немного), но пришлось. Против 120 тыс. китайцев с трудом удалось собрать 16 500 человек, так что ставка была сделана на быстроту и техническое превосходство. Последнее выражалось в поддержке 88 орудий, 32 самолетов, 3 бронепоездов и целых 9 танков Т-18.

С 17 по 20 ноября 1929 г. советские танки при поддержке пехоты несколько раз ходили в атаку на укрепленные китайские позиции. Несмотря на неплохую артиллерию, подбить хотя бы один советский танк противнику не удалось. Т-18 теряли гусеницы, застревали, проваливались в окопы, но боевых потерь не понесли. Впрочем, и на китайцев они оказали скорее психологическое воздействие. Стрельба из танковых пушек показала «никуда не годное могущество снаряда против полевых укреплений». Начало применению танков в СССР было, однако, положено, а МС-1 стал первой серийной машиной (выпущено 959 экземпляров).

Советский танк МС-1 (Т-18).
Советский танк МС-1 (Т-18). Фото: РИА Новости/ Виталий Аньков

Английский след...

Когда в 1941 г. в СССР по ленд-лизу стали прибывать английские танки, они здесь никому не понравились. А ведь всего за 15 лет до этого англичанам едва ли не в рот смотрели!

Сперва у них купили лицензию на две танкетки, разработанные фирмой «Карден-Ллойд». Одна, обрусев, стала называться Т-27, вторая — плавающими танками Т-37 и Т-38.

Дальше — больше. Самый массовый из советских предвоенных танков Т-26 (изготовлено 11 218 штук) — это лицензионная копия легкого британского «Виккерса 6-тонного». Был у той же фирмы и 16-тонный многобашенный танк. Англичане тоже готовы были продать права на его производство, но заломили непомерную цену. Поэтому советская торговая делегация смогла передать конструкторам только общую концепцию танка. Так появился советский средний трехбашенный Т-28. В СССР было построено 411 танков Т-28 пяти серийных модификаций. А в Британии дальше инициативной разработки «Виккерса» дело не пошло.

Средний танк Т-28. Репродукция из книги «Оружие Победы 1941-1945 гг.».
Средний танк Т-28. Репродукция из книги «Оружие Победы 1941-1945 гг.». Фото: РИА Новости/ В. Хоменко

...И американский

Американский изобретатель Джон Кристи в начале 30-х годов предложил революционную концепцию быстроходного танка. По пересеченной местности он должен был перемещаться, как и положено, на гусеницах, а по шоссе — на опорных катках. Сухопутные войска США заказали у Кристи всего 7 танков. Еще 2 танка были проданы в СССР за 64 тыс. долларов. 100 тыс. было заплачено за патенты и право производства по лицензии.

Из танка Кристи в СССР родилось целое семейство быстроходных танков: БТ-2, БТ-5, БТ-7... В конце концов Т-34 тоже являлся венцом развития этой концепции, хотя и на совершенно другом уровне.

Кстати, конструктор и организатор производства Т-34 Михаил Ильич Кошкин (1898-1940) принимал участие в создании первого советского танка «Русский Рено». В 1918 году красноармеец Кошкин в боях под Царицыным был ранен и попал на излечение в Нижний Новгород. Узнав, что на «Красном Сормове» будут строить танки, он поступил на завод слесарем. «При мне, — писал он незадолго до смерти, — из ворот вышел первый наш танк „Борец за свободу тов. Ленин“. Если бы после той маленькой партии сормовичи продолжали бы собирать танки, я, возможно, остался бы у них надолго».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно