В последний день августа 1920 г. из ворот дизельного цеха завода «Красное Сормово» своим ходом выкатился первый советский танк «Борец за свободу товарищ Ленин». Если по-честному, то советского в нем были только металл и рабочие руки.
Под чужим флагом
Такое положение сохранялось в СССР первые 20 лет существования нашей танковой промышленности. Это обидно, но без этапа копирования иностранных образцов у нас не было бы ни Т-34, ни ИС-3, ни Т-72 с «Арматой». Сегодняшний рассказ — как раз об этих незнаменитых годах. Незнаменитых, но славных: в СССР ухитрялись доводить до ума даже те идеи западных танкостроителей, которые на самом Западе сочли мертворожденными.
Возвращаясь к началу начал: первый советский танк был даже не продуктом отверточной сборки, он был полным контрафактом. В марте 1919 г. под Одессой 2-я Украинская Советская армия атаковала части французских интервентов. В качестве трофеев красным достались танки системы Рено FT-17. Это был новейший французский танк, первая в мире боевая машина классической компоновки (боевое отделение спереди, двигатель сзади, оружие сверху во вращающейся башне).
Один из трофеев был подарен лично Ленину, после чего советское правительство приняло решение о начале производства в РСФСР собственных танков. В качестве подрядчика был определен нижегородский завод «Красное Сормово». Там «француза» разобрали, сняли с деталей чертежи, и — вуаля — на свет появился «русский Рено». Первый советский танк был растиражирован в 15 экземпляров, ни один из которых в войнах не участвовал. Но передал эстафету второму советскому танку.
Т-18, попытка № 2
Рено FT-17 понравился не только русским, но и итальянцам. На его базе в Италии был создан танк Фиат 3000. Один из Фиатов попал в СССР, где его воспроизвели с некоторыми изменениями под названием Т-18, он же МС-1 (малый танк сопровождения пехоты, первая модель). Именно на Т-18 советские танкисты приняли свой первый бой.
В 1929 г. китайские войска захватили Китайско-Восточную железную дорогу в Маньчжурии, которая до этого считалась совместным предприятием. Советы воевать не хотели (сил на Дальнем Востоке было немного), но пришлось. Против 120 тыс. китайцев с трудом удалось собрать 16 500 человек, так что ставка была сделана на быстроту и техническое превосходство. Последнее выражалось в поддержке 88 орудий, 32 самолетов, 3 бронепоездов и целых 9 танков Т-18.
С 17 по 20 ноября 1929 г. советские танки при поддержке пехоты несколько раз ходили в атаку на укрепленные китайские позиции. Несмотря на неплохую артиллерию, подбить хотя бы один советский танк противнику не удалось. Т-18 теряли гусеницы, застревали, проваливались в окопы, но боевых потерь не понесли. Впрочем, и на китайцев они оказали скорее психологическое воздействие. Стрельба из танковых пушек показала «никуда не годное могущество снаряда против полевых укреплений». Начало применению танков в СССР было, однако, положено, а МС-1 стал первой серийной машиной (выпущено 959 экземпляров).
Английский след...
Когда в 1941 г. в СССР по ленд-лизу стали прибывать английские танки, они здесь никому не понравились. А ведь всего за 15 лет до этого англичанам едва ли не в рот смотрели!
Сперва у них купили лицензию на две танкетки, разработанные фирмой «Карден-Ллойд». Одна, обрусев, стала называться Т-27, вторая — плавающими танками Т-37 и Т-38.
Дальше — больше. Самый массовый из советских предвоенных танков Т-26 (изготовлено 11 218 штук) — это лицензионная копия легкого британского «Виккерса 6-тонного». Был у той же фирмы и 16-тонный многобашенный танк. Англичане тоже готовы были продать права на его производство, но заломили непомерную цену. Поэтому советская торговая делегация смогла передать конструкторам только общую концепцию танка. Так появился советский средний трехбашенный Т-28. В СССР было построено 411 танков Т-28 пяти серийных модификаций. А в Британии дальше инициативной разработки «Виккерса» дело не пошло.
...И американский
Американский изобретатель Джон Кристи в начале 30-х годов предложил революционную концепцию быстроходного танка. По пересеченной местности он должен был перемещаться, как и положено, на гусеницах, а по шоссе — на опорных катках. Сухопутные войска США заказали у Кристи всего 7 танков. Еще 2 танка были проданы в СССР за 64 тыс. долларов. 100 тыс. было заплачено за патенты и право производства по лицензии.
Из танка Кристи в СССР родилось целое семейство быстроходных танков: БТ-2, БТ-5, БТ-7... В конце концов Т-34 тоже являлся венцом развития этой концепции, хотя и на совершенно другом уровне.
Кстати, конструктор и организатор производства Т-34 Михаил Ильич Кошкин (1898-1940) принимал участие в создании первого советского танка «Русский Рено». В 1918 году красноармеец Кошкин в боях под Царицыным был ранен и попал на излечение в Нижний Новгород. Узнав, что на «Красном Сормове» будут строить танки, он поступил на завод слесарем. «При мне, — писал он незадолго до смерти, — из ворот вышел первый наш танк „Борец за свободу тов. Ленин“. Если бы после той маленькой партии сормовичи продолжали бы собирать танки, я, возможно, остался бы у них надолго».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть