Мне повезло в жизни встретить двух людей, имевших отношение к производству этих легендарных машин. Зиновий Семенович Рубанов, мой бывший начальник отдела в Центральном НИИ техники управления Минска (ЦНИИТУ), перед войной работал на Харьковском тракторном заводе и в последних эшелонах эвакуировал на восток часть оборудования. На базе кроватной фабрики на Алтае, в сельской местности, начали строительство танкового завода, построили и начали выпускать танки Т-34. Строительство контролировал лично Лаврентий Берия, который неоднократно грозил Рубанову, как главному инженеру завода, расстрелом за невыполнение работ в срок. «Я уже к этому привык, а когда на моих глазах он пообещал расстрелять начальника сборочного цеха, с тем случился инфаркт», - рассказывал Зиновий Семенович. Начали с трех танков в сутки. Башни получали с другого завода, поступали они неравномерно. Нашли выход: варили из листов макет башни и отправляли танки в таком виде. В полевых условиях бригада снимала башню с подбитого танка и переставляла на наш. «Если бы не такая организация работы – Берия меня бы давно расстрелял», - уверял мой начальник. Потом он работал в Минске главным инженером Тракторного завода, затем в ЦНИИТУ.
В 1975 году чествовали Зиновия Семеновича по случаю его 65-летия. Вскоре я узнал, что чествование закончилось для Рубанова исключением из партии. Поздравляя его, ученики вручили ему вытравленную из платы шуточную медаль, где он был изображен в виде штангиста, поднимающего АСУ (автоматизированные системы управления). За это и исключили из партии: медали может давать только Верховный Совет. В августе 1975 года я случайно встретил Зиновия Семеновича на улице. Он рассказал мне об этом, а также о том, что его направили в Боровляны на обследование, и посетовал: никто не считает, сколько техники выпущено под его руководством, выпуск скольких танков, тракторов он организовал… Через два месяца я узнал, что Рубанова похоронили.
Вторая встреча произошла в 1971 году на заводе им. Вавилова. Работая начальником участка порошковой металлургии я познакомился с главным металлургом завода Романом Петровичем Кузиным. Во время войны он получил Сталинскую премию за литье танковой машины Т-34. По технологии башни первоначально отливали в земляную форму. Сталь башни имела пороки и была хрупкой. Снаряд если и не пробивал башню, рикошетил, но все равно с внутренней стороны башни выбивалась часть металла, выводя из строя экипаж и оборудование. Кроме того, сталь в окопе остывала долго – сутки. По предложенной Кузиным технологии время остывания литой башни сократилось в 10 раз, а структура металла стала плотнее и пластичнее. На тех же площадях стали получать в 10 раз больше башен.
...Чествуя ветеранов-победителей, мы не должны забывать и производственников – кузнецов победы.
Геннадий КОРОЛЕВ, кандидат технических наук, доцент, изобретатель
КСТАТИ Танк Т-34 имел скорость 55 км/ч. Он был выпущен в количестве 35 670 шт. Лучший из лучших танков, оказавший огромное влияние на историю человечества, до сих пор состоит на вооружении некоторых стран.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть