33715

Кузнецы победы: легендарный танк Т-34

№ 22 от 2 июня 2010 года 02/06/2010

Мне повезло в жизни встретить двух людей, имевших отношение к производству этих легендарных машин. Зиновий Семенович Рубанов, мой бывший начальник отдела в Центральном НИИ техники управления Минска (ЦНИИТУ), перед войной работал на Харьковском тракторном заводе и в последних эшелонах эвакуировал на восток часть оборудования. На базе кроватной фабрики на Алтае, в сельской местности, начали строительство танкового завода, построили и начали выпускать танки Т-34. Строительство контролировал лично Лаврентий Берия, который неоднократно грозил Рубанову, как главному инженеру завода, расстрелом за невыполнение работ в срок. «Я уже к этому привык, а когда на моих глазах он пообещал расстрелять начальника сборочного цеха, с тем случился инфаркт», - рассказывал Зиновий Семенович. Начали с трех танков в сутки. Башни получали с другого завода, поступали они неравномерно. Нашли выход: варили из листов макет башни и отправляли танки в таком виде. В полевых условиях бригада снимала башню с подбитого танка и переставляла на наш. «Если бы не такая организация работы – Берия меня бы давно расстрелял», - уверял мой начальник. Потом он работал в Минске главным инженером Тракторного завода, затем в ЦНИИТУ.
 
В 1975 году чествовали Зиновия Семеновича по случаю его 65-летия. Вскоре я узнал, что чествование закончилось для Рубанова исключением из партии. Поздравляя его, ученики вручили ему вытравленную из платы шуточную медаль, где он был изображен в виде штангиста, поднимающего АСУ (автоматизированные системы управления). За это и исключили из партии: медали может давать только Верховный Совет. В августе 1975 года я случайно встретил Зиновия Семеновича на улице. Он рассказал мне об этом, а также о том, что его направили в Боровляны на обследование, и посетовал: никто не считает, сколько техники выпущено под его руководством, выпуск скольких танков, тракторов он организовал… Через два месяца я узнал, что Рубанова похоронили.
 
Вторая встреча произошла в 1971 году на заводе им. Вавилова. Работая начальником участка порошковой металлургии я познакомился с главным металлургом завода Романом Петровичем Кузиным. Во время войны он получил Сталинскую премию за литье танковой машины Т-34. По технологии башни первоначально отливали в земляную форму. Сталь башни имела пороки и была хрупкой. Снаряд если и не пробивал башню, рикошетил, но все равно с внутренней стороны башни выбивалась часть металла, выводя из строя экипаж и оборудование. Кроме того, сталь в окопе остывала долго – сутки. По предложенной Кузиным технологии время остывания литой башни сократилось в 10 раз, а структура металла стала плотнее и пластичнее. На тех же площадях стали получать в 10 раз больше башен.
 
...Чествуя ветеранов-победителей, мы не должны забывать и производственников – кузнецов победы.
 
Геннадий КОРОЛЕВ, кандидат технических наук, доцент, изобретатель
 
КСТАТИ Танк Т-34 имел скорость 55 км/ч. Он был выпущен в количестве 35 670 шт. Лучший из лучших танков, оказавший огромное влияние на историю человечества, до сих пор состоит на вооружении некоторых стран. 
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно