Несмотря на то что Надежда Ходасевич-Леже значительную часть жизни посвятила творчеству любимого мужа - художника-экспрессиониста Фернана Леже, она осталась в истории как самобытная талантливая художница, которую высоко ценили современники. О жизни и любви Надежды Ходасевич-Леже можно написать захватывающую книгу, полную неожиданных поворотов.
На полпути к Парижу
Надя Ходасевич родилась в 1902 году в белорусском селе Зембин в многодетной бедной семье. Родители считали, что главная обязанность Нади - помогать по хозяйству. Однако, рискуя попасть под горячую руку, она каждую свободную минуту стремилась рисовать. Вместо красок у нее в руках был кусочек угля, вместо холста - стенка печки.
Когда Надя подросла, ее мечтой стал Париж - именно там, как она думала, можно добиться успеха и стать художницей. Однажды девочка даже «почти доехала» до города любви: собралась в дорогу в старых башмаках, ветхом платье и с корочкой хлеба. Беглянку остановили на станции, однако от своей мечты Надя не отступилась.
Пятнадцати лет она отправилась в Смоленск, чтобы поступить в Высшие государственные художественные мастерские. На вступительных экзаменах рисунки девочки потрясли приемную комиссию: хотя Надежда ни разу не была в музее и даже не видела ни одной настоящей картины, ее немедленно зачислили на курс.
Вскоре в смоленской библиотеке она прочитала впечатлившую ее статью художника Фернана Леже, который утверждал, что живопись вечна и бессмертна. Франция была центром художественной вселенной, и Надя поняла, что именно там ее настоящее место.
Решив, что в Смоленске слишком тесно для нее, она направилась в Варшаву, где ее без экзаменов приняли в Академию художеств. В стенах академии молодая художница горячо рассказывала сокурсникам о новом искусстве, о супрематизме, о модернизме - обо всем, что так увлекало ее, и немедленно приобрела репутацию бунтарки. Энтузиазм и талант Нади произвели на ее однокурсника Станислава Грабовского такое впечатление, что он предложил ей руку и сердце. Знатные и состоятельные родители жениха были в панике. Но юноша был непреклонен, и свадьба состоялась. Вскоре Станислав проникся Надиной мечтой о Париже и поддержал ее желание переехать.
Встреча с мастером
Набравшись смелости, девушка решила попросить самого Фернана Леже о том, чтобы он принял их в ученики. Приехав в Париж, супруги немедленно отправились по заветному адресу: улица Нотр-Дам де Шан, дом 86, где и располагалась Академия Леже. Впервые увидев своего кумира, Надя была озадачена. Этот широкоплечий и коренастый, с мощными руками человек был похож скорее на крестьянина или мастерового, чем на знатока искусства. Надя приступила к занятиям, но в первое время учитель не уделял ей особого внимания. Новая студентка была замкнута, молчала, занятая только своим мольбертом, и никогда не смеялась над его остроумными шутками. Прошло немало времени, прежде чем мастер выяснил, в чем дело: девушка просто не знала французского.
В 1927 году у Грабовских родилась дочь Ванда, а в отношениях супругов начался разлад. Станислав вернулся в Польшу, чтобы отслужить в армии, а Надя осталась в Париже, одна, с ребенком на руках и без средств к существованию. Она устроилась на работу поломойкой, вставать приходилось в пять утра. Так продолжалось долгие семь лет. Отец Станислава присылал ей деньги, но Надежда отправляла их обратно. Однажды он передал значительную сумму на покупку теплой одежды, но Надя вложила эти средства в более важное для нее дело - издание журнала об искусстве. Не имело значения, что она недостаточно хорошо знала французский. Журнал вышел в 1929-м сразу на двух языках - французском и польском. Читатели передавали издание из рук в руки, но из-за нехватки денег в свет вышло всего три номера.
Новый виток
Стремление стать настоящей художницей помогло ей преодолеть эту нелегкую полосу в жизни. И вот, наконец, удача - сам мастер Леже счел ее настолько талантливой, что предложил ей должность в академии и квартиру!
Кроме того, в ее жизни появилась новая любовь: однажды в пригородном поезде Надя познакомилась с элегантным красавцем Жоржем Бокье. Он служил в Министерстве почты и телеграфа, а на досуге рисовал. Надя убедила Жоржа развивать талант и даже привела его в академию… Но, когда началась Вторая мировая война, Бокье в первый же день ушел добровольцем на фронт. Леже, который не мог сражаться из-за возраста и полученных прежде ранений, был вынужден уехать в Америку. Мэтр был сильно привязан к Надежде. У трапа парохода в Марселе он до последней минуты ждал Надю, надеясь, что она все-таки присоединится к нему. Однако женщина осталась в оккупированном Париже и вступила в ряды французского Сопротивления. Художница помогала партизанам, расклеивала ночами листовки, пряталась, меняя то имя, то внешность, ежедневно рискуя жизнью. Надежда не забывала свои белорусские корни: после освобождения Франции она организовала аукцион в помощь советским военнопленным. Многое пережив, она оставалась способной к состраданию.
Замуж за труд
После войны в жизни Надежды Ходасевич началась новая глава. Возобновились занятия в академии, которые доставляли ей большую радость. Ее работы стали популярны: о них хорошо отзывался сам Пикассо. Художник даже приглашал ее к себе, прося честно высказать мнение о его новых картинах. Но еще большее счастье заключалось в том, что с американского континента вернулся Фернан Леже. Став вдовцом, семидесятилетний мастер неожиданно сделал Надежде предложение.
Вскоре к фамилии художницы прибавилась вторая - теперь она стала мадам Ходасевич-Леже. Надежда осознавала, что связывает свою жизнь не просто с человеком. «Я выхожу замуж за труд», - говорила она. Надя приложила много усилий, чтобы сделать этот брак счастливым. Леже впоследствии признавался: «Раньше для меня существовало только искусство. Женщины были лишь для отдыха… И вот - дожил до 70 лет, чтобы впервые полюбить». Тем не менее в кратких биографиях художника Наде посвящают от силы строчку.
Семья поселилась в пригороде Парижа. На первом этаже была мастерская мужа, на втором - жены. Во время работы художница громко пела белорусские песни. Когда пение прерывалось, снизу раздавалось ворчание мужа - он всегда требовал продолжения. Так что, возможно, дарования мадам Ходасевич-Леже не ограничивались уникальным талантом к рисованию. Надя искренне любила мужа и проводила с ним каждую свободную секунду. Но судьба отмерила им совсем небольшую долю семейного счастья - спустя 3 года совместной жизни Фернан Леже умер.
После смерти мужа Надя стала наследницей не только его состояния, но и идей. Она приложила много усилий к тому, чтобы Франция не забыла великого художника… Надежда вернулась к Бокье и вместе с ним в 1960 году открыла на юге страны, в городке Бьо, музей Фернана Леже. В огромном светлом здании разместили около трехсот пятидесяти различных произведений великого художника: картины, эскизы и скульптуры, гобелены и мозаику. На фасаде здания появилась огромная, площадью 400 квадратных метров, мозаика… Спустя 10 лет коллекции были подарены французскому государству.
Надежда Ходасевич-Леже умерла в 1982 году, дожив до 80 лет. Сегодня ее потомки скрупулезно собирают материалы о незаурядной художнице - уроженке Беларуси и ее любви и мечтают вновь открыть ее талант для поклонников настоящего искусства.
Екатерина ГАРАНИНА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть