Однако из-за суеверных соображений его матери, польской католички, крестили мальчика только спустя три года. Как его звали до этого - бог весть. После - Николай Алексеевич Некрасов.
Талант без имени
То, что классик русской литературы провёл практически безымянным первые годы жизни, каким-то непостижимым, мистическим образом отразилось на его последующей судьбе. Между прочим, и на посмертной тоже. Во всяком случае, видный авторитет своего времени Иван Тургенев торжественно предрекал: в будущем среди любителей русской поэзии и вообще словесности «... самое имя г. Некрасова покроется забвением». С формальной точки зрения он оказался абсолютно прав.
Странное дело - ассоциативное мышление. Скажешь «Пушкин» - и тут же возникает светлый образ: «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» Скажешь «Лермонтов» - появляется гренадёр: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!» А вот когда говоришь «Некрасов», чаще возникает замешательство. И, только хорошенько подумав, респондент, как правило, вспоминает некогда заученное из-под палки в школе: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
И это при том, что настоящие - лирические - стихи Некрасова сопровождают нас буквально с детского сада. «Однажды в студёную зимнюю пору...», например. Или: «Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!» Или гимн современного феминизма: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». Ну про «Коробейников», которые «ой, полна, полна коробушка», даже и говорить неловко - без них не обходится ни один фольклорный концерт. Равно как ни одна из публикаций о современных проблемах нашего государства не обходится без склонения названия поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Когда напоминаешь, что всё это Некрасов, наступает запоздалое прозрение: «Ой, а ведь и правда!» Короче, есть строки, которые у любого русского человека всегда вертятся на языке. А есть имя автора этих строк, которое не то чтобы забыли совсем, но привыкли соотносить с чем-то скучным и до боли официозным.
Считается, что Некрасов пришёл в литературу как последователь и даже подражатель Пушкина, причём не самый удачливый и одарённый. И точно так же считается, что к его кончине русская поэзия оказалась переполнена последователями и подражателями самого Некрасова. Более того, некоторые современники всерьёз полагали, что Некрасов, начав соревнование с «солнцем русской поэзии» на невыгодных для себя условиях, сумел его с блеском выиграть. Это стало очевидно на похоронах «печальника горя народного» в 1878 г. Фёдор Достоевский, ровесник Некрасова, произнёс над его открытой могилой небольшую речь, в которой с некоторыми оговорками поставил имена Пушкина и Лермонтова вровень с именем покойного. И получил шумную отповедь. Газеты писали: «Речь литератора Достоевского была прервана молодыми голосами, которые выкрикивали: «Некрасов неизмеримо выше Пушкина и Лермонтова!»
Выше прочих
Условия для соревнования с Пушкиным были у Некрасова и впрямь невыгодными. Обычно пишут, что Пушкин, дескать, всю жизнь нуждался в деньгах, особенно после женитьбы на Наталье Гончаровой. Но что такое настоящая нужда в деньгах, познал именно Некрасов. «Я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным, - рассказывал он о своём вхождении в круг «тузов» русской литературы. - Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмёшь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь». Неудивительно, что, прочувствовавший на своей шкуре, какое это благо - досыта наесться, Некрасов впоследствии пишет о горе крестьянки, потерявшей кормильца: «На радости мы бы сварили и мёду, и браги хмельной, за стол бы тебя посадили - покушай, желанный, родной!» Известен и такой факт. Изгнанный с квартиры, Некрасов был вынужден за 15 коп. написать прошение какому-то питерскому нищеброду, чтобы заработать возможность перекантоваться в ночлежке.
Впрочем, его титул мужичьего заступника и печальника никто не оспаривал. Претензии высказывали те, кто полагал, что Некрасов чуть ли не на колене изломал традиции русского стихосложения. «Что за топор его талант!» - так писал о Некрасове неистовый Виссарион Белинский. «Это фальшь, которая режет ухо!» - не отставал публицист Василий Боткин. «За это не дашь и трёх копеек серебром», - мнение критика Александра Дружинина.
Ну, положим, три копейки серебром за «это» всё-таки давали. Ещё при жизни Некрасова, в середине 70-х годов XIX в., его «Коробейники» вошли в народные лубочные песенники, которые сотнями тысяч успешно распродавались по всем ярмаркам Российской империи. Так что широкая популярность поэта в грамотной крестьянской и народной среде, зафиксированная анкетными свидетельствами и признаниями, - факт бесспорный. О
днако главное всё-таки не это. Некрасов придал народности и установке: «Кто живёт без печали и гнева, тот не любит отчизны своей» - поистине космические скорости. Его поэзию намётанный глаз безошибочно узнаёт даже в самом отъявленном, жестоком романсе или блатной песне. Попробуйте в застолье, когда градус выпитого доведёт до пения «душа свернулась, а потом развернулась», спеть на мотив «Окрасился месяц багрянцем» следующие строчки из поэмы «Мороз, Красный нос»:
Осилило Дарьюшку горе,
И лес безучастно внимал,
Как стоны лились на просторе
И голос рвался и дрожал.
И сразу после песни, когда сотрапезники обязательно скажут: «Ох, хорошо!», сознаться, что это тот самый Некрасов, которым всех присутствующих мучили в школе. Можно ручаться - скажут: «Вот это был мужик!» Сам же за себя и за свой успех он сказал давнымдавно, когда написал: «Удалась мне песенка! - молвил Гриша, прыгая...»
Константин КУДРЯШОВ
 
             
		         Классик неформата. 120 лет со дня смерти Афанасия Фета
                                                Классик неформата. 120 лет со дня смерти Афанасия Фета                     Наследник непоротого поколения
                                                Наследник непоротого поколения                     Вячеслав КОСТИКОВ: Сегодняшнее общество заблудилось в поисках героев.
                                                Вячеслав КОСТИКОВ: Сегодняшнее общество заблудилось в поисках героев.                     «Демон» Лермонтов. Как «отец солдатам» превратился в «батяню-комбата»
                                                «Демон» Лермонтов. Как «отец солдатам» превратился в «батяню-комбата»                     Прививка доброты. Олег Басилашвили - о времени, героях и заповедях
                                                Прививка доброты. Олег Басилашвили - о времени, героях и заповедях                    
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть