869

Галантный кавалер. Пять жен Игоря Старыгина

"Аргументы и факты" в Беларуси № 12. Прививка от жулика 23/03/2021
«Катя не просто любимая женщина. Есть такой редчайший тип женщин - «женщина-мать». Вот она - такая...»
«Катя не просто любимая женщина. Есть такой редчайший тип женщин - «женщина-мать». Вот она - такая...» Public domain

В кино или театре порой случается так, что актер как две капли воды похож на сыгранного им героя. И ладно бы речь шла только о внешнем сходстве - так ведь иногда даже характеры и судьбы переплетаются совершенно непостижимым образом. С одной стороны, можно позавидовать: не каждому удается в буквальном смысле прожить две жизни, свою и придуманную. С другой - должно быть, неуютно, когда тебя упорно принимают за экранный образ, каким бы притягательным он ни был… С советским актером Игорем Старыгиным именно так и произошло.

Человек без локтей

Cправедливости ради - отнюдь не каждый старыгинский персонаж словно списан с него самого. Взять, к примеру, первую большую роль, которая его и прославила, - Костю Батищева из «Доживем до понедельника». С юным нахальным красавцем, некоронованным королем школы и начинающим «хозяином жизни», Старыгина роднит разве что определение «красавец». В остальном - ничего общего. Коллеги по цеху вспоминали об Игоре Владимировиче как о «человеке без локтей» - мягком, скромном и начисто лишенном актерской зависти. Он никогда не тянул одеяло на себя, не плел интриг, зато с огромным уважением вспоминал о корифеях театра, с которыми доводилось работать, - Завадском, Раневской, Плятте…

Поручик Микки в картине «Адъютант его величества» и белый офицер Данович из «Государственной границы» - уже теплее. Старыгина вообще часто приглашали играть разнокалиберных аристократов и белогвардейцев - благодаря интеллигентной, «породистой» внешности и изысканным манерам: подобные образы сидели на нем как влитые. За них же (а еще за сопоставимое количество поклонниц) актера прозвали советским Аленом Делоном. Но, конечно, главная звездная роль Игоря Владимировича, его «визитная карточка» - очаровательный и галантный шевалье Арамис из культовой экранизации «Трех мушкетеров»: вот уже более сорока лет тот и другой в народном сознании попросту неразделимы. Сам Старыгин, кстати, собирался сыграть своего героя совсем иначе: более «мясисто-кровожадным и себе на уме». Однако режиссер Юнгвальд-Хилькевич его переубедил, и Арамис получился таким, каким получился: тонким и звонким, романтичным и неотразимым. То есть именно таким, как сам Игорь Владимирович.

Отбивал девушек у друзей-«мушкетеров», но до дуэлей дело не доходило.
Отбивал девушек у друзей-«мушкетеров», но до дуэлей дело не доходило. Фото: Public domain

Семья в придачу

Есть у Старыгина еще кое-что общее с его знаменитым персонажем: актера также всю жизнь окружали женщины, готовые ради него на все. Воспитывали Игоря мама с бабушкой, по первому же зову спешившие к нему на помощь, - дворовые приятели даже прозвали его «Бабулей». «Наверное, с тех пор я и люблю быть «в люльке», чтобы меня опекали», - признавался Старыгин. Дамы, впрочем, охотно брали на себя эту роль.

Собственно, он и актером стал лишь потому, что хотел играть в спектакле вместе с девочкой, в которую был влюблен. В «Доживем до понедельника» попал не без участия молоденькой ассистентки режиссера, а в ГИТИС - в том числе потому, что очаровал приемную комиссию, в которой было много женщин…

К слову, к началу съемок «Доживем до понедельника» Игорь уже был женат на актрисе Людмиле Исаковой. Она была первой красавицей на курсе (оба в то время учились в ГИТИСе), Игорь - главным сердцеедом, поэтому никто не удивился, когда они решили пожениться. Брак, однако, продержался всего лишь около года: «Это был такой узаконенный секс, - вспоминал Старыгин, - но для настоящей семьи нужно нечто большее».

Что именно - он понял, когда на репетиции в ТЮЗе увидел жену своего лучшего друга, режиссера Бориса Ардова. Игорю было 22 года, Мике - 28, более того - она ждала вторую дочь от мужа. Этот роман взбудоражил всю театральную Москву: жена известного драматурга ушла к вчерашнему студенту! Супруг резал вены, умоляя ее вернуться в семью, но Мику было не удержать: «Страсть у нас с Игорем была неимоверная. Я в первый раз поняла смысл нашего существования на земле, осознала, зачем мужчина с женщиной ложатся в кровать», - рассказывала Ардова.

Впрочем, новоиспеченной парочке все же удалось не разругаться с покинутым Микиным супругом. Был у Игоря Владимировича и такой талант - со всеми женами, их бывшими мужьями и прочими участниками брачных событий сохранять дружеские отношения: «С мужем Мики мы тоже все решили интеллигентно, он только спросил: «Ты будешь воспитывать моих детей? Ты же сам еще пацан!». Я сказал: «А почему бы нет?» - и он мирно ушел...»

Так Старыгин «в придачу» к жене получил еще и двух дочерей - Нину и Аню. А потом у супругов появилась и общая дочь Анастасия.

Коварный змей

Со второй женой Игорь Владимирович прожил двенадцать лет и впоследствии называл ее самой большой своей любовью. По иронии судьбы брак разрушила та самая роль Арамиса, что принесла ему всенародное обожание и признание. Четверка сдружившихся советских «мушкетеров» - Боярский, Старыгин, Смехов и Смирнитский - до того убедительно вжилась в образы, что не всегда различала, где реальность, а где Франция XVII века. «Мы жили жизнью мушкетеров и в кадре, и вне кадра, - рассказывал Игорь Владимирович. - Иногда даже путали, где мы: на съемках или в номере гостиницы». Девиз «Один за всех, и все за одного» распространялся в том числе на поклонниц, в коих не было недостатка. Однако Старыгин однажды нарушил негласный договор и втихаря увел «общую» девушку к себе. Его «разоблачили», устроили суровое «профсоюзное» мушкетерское собрание, заклеймили позором… И даже обозвали «змеем - ядовитой гюрзой», втершейся в священные ряды. Так и прилипла к актеру эта дружеская кличка.

После выхода фильма на экраны ситуация стала совсем невыносимой - поклонницы буквально взяли красавца Арамиса в осаду: слали цветы, конфеты и записки, и семейное положение кумира их нисколько не смущало. Мика не выдержала и подала на развод…

На съемках «Государственной границы» сделал предложение Дюжевой по-настоящему.
На съемках «Государственной границы» сделал предложение Дюжевой по-настоящему. Фото: Public domain

За кадром

Как нетрудно догадаться, Старыгин недолго оставался в одиночестве - на съемках «Государственной границы» у него завязался роман с Мариной Дюжевой. В сериале он играл ее супруга, да так увлекся, что сделал предложение и «за кадром». И получил отказ. «Он был большим ребенком, и я не могла взять ответственность за него...» - признавалась Дюжева.

Законных браков у Игоря Владимировича было еще три. Третий - с молоденькой танцовщицей Ириной Пуртовой, за которой ухлестывал сам Высоцкий; четвертый - с продюсером из Свердловска Татьяной Сухачевой. Правда, ни тот, ни другой долго не продлились.

Пятой супругой Игоря Владимировича стала журналистка Екатерина Табашникова на 21 год младше его самого. Сначала она предложила сделать интервью с кумиром детства, потом они подружились… После десяти лет знакомства Старыгин наконец предложил ей сходить в загс. «Катя какое-то время раздумывала, а я надеялся, что она откажется, - шутил актер. - На самом деле я смелый человек, и решиться жениться в пятый раз мне было абсолютно не страшно».

Изрядное мужество требовалось и для того, чтобы снова и снова играть Арамиса в продолжениях «Мушкетеров»: под конец этот образ надоел Старыгину хуже горькой редьки. Однако именно эта роль стала его своеобразной лебединой песней: вскоре после выхода на экраны последнего фильма Юнгвальд-Хилькевича про мушкетеров Игорь Владимирович ушел из жизни. Ушел первым из неразлучной четверки, хотя в романе Дюма его персонаж пережил всех своих друзей…

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно