Именуемое филуменистикой коллекционирование спичечных этикеток и в меньшей мере коробков считается довольно распространенным в мире. Немало приверженцев такого хобби и в Беларуси, а выпускаемые отечественным производителем спичечные этикетки способны не только радовать, но и удивлять.
Термин филуменистика был предложен британской коллекционеркой Марджори Эванс в мае 1943 года. Он происходит от греческого «phileo» – люблю и латинского «lumen» – огонь или свет. Собирание спичечных этикеток началось практически с появлением первых спичечных упаковок. Настоящий бум на новый вид коллекционирования наблюдался в середине 19-го века. «Пламенную страсть» подогрело массовое производство «чиркающих» спичек, изобретённых англичанином Джоном Валкером (Уолкером). С тех пор интерес к такого рода экспонатам не затухает, а интернет лишь расширил возможности для пополнения коллекций. Стоят коробки в основном довольно дешево, поэтому хобби считается доступным большинству. Вместе с тем, цены на раритетные экземпляры тоже «кусаются». Не каждый выложит 20-60 долларов США за крошечную коробочку.
Коробок со смыслом
Однако отметить хочется не только коллекционный интерес. Разрабатывая очередную этикетку на спичечный коробок, производители спичек ориентируются не только на одержимых. Учитывая, что спички неизменно являются одним из самых востребованных и потому ходовых товаров, в СССР спичечные коробки выполняли сразу несколько важнейших функций – эстетического оформления нужной всем и каждому продукции, рекламного характера и профилактики. В результате выпускалось огромное количество спичечных этикеток различной направленности. Целые серии были посвящены дисциплине труда, заботе о природе, безопасности в быту, рекламе промтоваров и т.д.
Десяток лет назад обратил внимание, что современные спичечные коробки утратили былой вид, стали фактически безликими, безинформативными. Почему так произошло, ответить не берусь, но полагаю, что среди причин будут и недоработки со стороны производителей спичек, и недооценка со стороны потенциальных рекламодателей. Неспроста даже сами филуменисты отмечали, что выпуск ярких, «умных» спичечных этикеток-шедевров был фактически свернут. Однако в последние годы ситуация кардинальным образом изменилась в лучшую сторону. На смену спичечным коробкам с неброскими этикетками пришли разноплановые с неординарными смысловыми и художественными решениями. Разновидностей стало столь много, что даже коллекционеры едва поспевают фиксировать появление очередной серии.
Ошибочка вышла
Не являясь филуменистом, на одну из таких серий обратил внимание и даже оставил на память несколько коробков (целиком серия в продажу не компонуется). Называется она «Замкi Беларусі». Первый выпуск коробков с этикетками указанной тематики состоялся в 2016 году. Он включал в себя 5 коробочек, на которых изображены Ружанский, Мирский, Гольшанский, Несвижский и Коласаyскi замок. Да, да, и это не ошибка.
Именно Коласаyскi замок, которого в природе не существует! Оказалось, производитель банально ошибся и допустил опечатку. Расположенный в Ивацевичском районе Брестской области хорошо известный всем Коссовский замок, или дворец Пусловских, подписали как Коласаyскi. В результате начальнику службы контроля качества ОАО «Борисовдрев» пришлось оправдываться, заявляя, что во всем виноват сторонний производитель печатной продукции, принявший у них заказ.
Однако, как это всегда происходит в среде коллекционеров, пресловутая ошибка мгновенно сделала серию уникальной, а стоимость коробка с ошибкой возросла более чем в сотню раз - с 4 копеек до нескольких долларов США! И то ли еще будет, ведь чем дальше уходит время, тем выше стоимость артефактов. К тому же подобные тематические коробки с объектами белоруской архитектуры интересны не только коллекционерам, но и туристам.
В общем, вполне логично, что в 2017 году производитель расширил вторую серию коробков «Замкi Беларусі» до 11 штук. Теперь в нее входят изображения следующих замков: Быховского, Гольшанского, Старого и Нового Гродненских, Коссовского, Лидского, Любчанского, Мирского, Новогрудского, Несвижского и Ружанского замков. К слову, как гласит легенда, Ружанский и Коссовский дворцы соединял подземный ход, который до сих пор не дает покоя исследователям.
Вторая серия коробков с замками отличаются от первой не только их количеством и дизайном картинок. Названия выполнены более мелким и жирным шрифтом, а для собирателей важен еще и факт изменения адреса электронной почты фабрики. Так что, приобретая в магазине спичечные коробки, можно заполучить подлинный раритет.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть