13013

Эпос «Олонхо» как основа «Аватара»: блокбастер Кэмерона снова стал предметом споров

 

Борисов заявил, что знаменитый режиссер Джеймс Кэмерон позаимствовал идею своего успешного блокбастера «Аватар» (для которого режиссер лично написал сценарий), снятого в 2009 году, из якутского народного эпоса «Олонхо». «Еще 20 лет назад я настаивал на том, что нам надо развивать якутское кино, а то американские киноиндустрии будут снимать фильмы по нашим глубокомысленным эпосам. Сейчас мы видим, что фильм «Аватар» Кэмерона снят по мотивам эпоса Олонхо», — сказал министр и добавил, что красота архаичного произведения устного творчества «заключается в том, что, несмотря на кэмероновские спецэффекты, в своем естественном виде он гораздо ближе для современной молодежи».

Доказательством популярности эпоса у молодых якутов Андрей Борисов считает то, что по сюжетам саги в Якутии издаются комиксы и компьютерные игры. Еще один аргумент — полные зрительные залы, которые собирает Фестиваль шедевров ЮНЕСКО, проходящий сейчас в Якутске. «Олонхо» – древние протяжные песни-былины о богатырях и богатыршах, исполняемые речитативом особыми певцами-олонхосутами – ЮНЕСКО признало шедевром всемирного устного и нематериального наследия человечества. Это произошло в ноябре 2005 года, так что теоретически Джеймс Кэмерон мог услышать об эпосе в период своей работы над сценарием «Аватара» —фантастического фильма, действие которого происходит в 2154 году, о конфликте корыстных землян и инопланетян На’Ви с планеты Пандора, живущих в союзе с природой.

Исследователи считают, что якутский героический эпос  возник не позднее VIII – IX веков нашей эры и с тех пор передавался олонхосутами из уст в уста. Вскоре после решения ЮНЕСКО, в декабре 2005 года, тогдашний президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров издал указ «О мерах по сохранению, изучению и распространению якутского героического эпоса «Олонхо»», а 2006-2015 годы были объявлены «Десятилетием Олонхо». Однако следует заметить, что даже при переводе на иностранные языки якутский эпос остается весьма сложным для понимания ввиду архаичности языка произведением, которое сложно трансформировать в динамичный сюжет фантастического боевика. Кроме того, главная идея «Аватара» — пантеизм, необходимость жить в согласии с природой, обожествление природных явлений и одушевление всех живых существ, включая птиц, насекомых и растения — находит отражение не только в якутском, но и практически во всех древних эпосах народов мира, от Океании до Центральной Америки и от Гренландии до Индии. Неизвестно, почему Андрей Борисов счел прообразом синелицых пандорцев, черпающих энергию у своей планеты, именно якутских боотуров, а не русских богатырей, питавшихся соками Матушки-Земли, или, скажем, античного героя Антея, сына Геи, терявшего силы всякий раз, когда его нога не стояла на земле.

Надо сказать, что идеологические и культурологические споры вокруг «Аватара» — далеко не новость. Вскоре после выхода картины на экраны публицист и религиовед Карл Виланд обвинил фильм в пропаганде идеологии «нью эйдж» и призывах к отказу от креационистской (прежде всего иудео-христианской) теории зарождения жизни. Напротив, люди, исповедующие ведические культы, считают, что «Аватар» — аллегория вторжения христианской веры в патриархальную ведическую цивилизацию. Председатель Московского религиоведческого общества Ивар Максутов в своем выступлении в одной из телепередач назвал «Аватар» проповедью «отказа человечества от человечности». Наконец, индуисты разных национальностей критиковали картину за неправильное использование термина «аватар». Согласно их религии, «аватар» — это земное воплощение божества Вишну, которое вселяется в человеческое тело для решения каких-либо земных проблем, а затем возвращается к своему привычному облику и обиталищу в высших мирах.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно