9608

Услышим ли еще «малиновки голосок»? Прав ли Эдуард Ханок?

Эдуард Ханок и Ядвига Поплавская
Эдуард Ханок и Ядвига Поплавская / Коллаж АиФ / АиФ

Напомним, 26 апреля текущего года народный артист Беларуси композитор Эдуард Ханок запретил исполнять композиции своего сочинения «Вы шумiце, бярозы», «Я у бабушки живу», «Завiруха», «Счастливый случай» и «Малиновки заслыша голосок». Ханок подчеркнул: он считает несправедливым и неуважительным то, что на концертах не упоминают авторов песен. И, поскольку авторские права композитора нарушаются, он, как обладатель исключительных прав, запрещает исполнение и трансляцию упомянутых произведений.

Как оказалось, эта история тянется давно. На своей странице в социальной сети Анастасия Тиханович, дочь народной артистки Беларуси Ядвиги Поплавской, к которой, в частности, Эдуард Ханок выдвинул требования о запрете исполнять четыре песни своего авторства, подробно рассказала о зарождении конфликта.

Недоумение Анастасии вызвал тот факт, что, придя к ним в студию, «человек, имя которого народные артисты упоминали на каждом сольном концерте, к которому всегда относились с невероятным теплом и уважением, радушно приветствуя при встречах, который совсем недавно показывал им в нашей студии свои песни, который в моем понимании был другом нашей семьи и никогда и ни разу  с его стороны не было никаких разговоров о песнях, написанных им в 80-х, просто сидел и методично морально «добивал» мою маму, которая 40 с небольшим дней назад потеряла свою половину, свою защиту, опору и поддержку. Маму, которая еле держалась на ногах все это время, которая невероятным усилием воли и благодаря любви к своей профессии и зрителям решила что-то начать делать, в том числе и в память о самом дорогом для нее человеке...»

Как далее написала Анастасия Тиханович, сначала Ханок предъявил претензии о том, что его имя не назвали со сцены во время концерта памяти Александра Тихановича, хотя он был приглашен на тот концерт и сидел в первых рядах. Также, по ее словам, «были претензии, что его имя не называлось в эфирах других концертов, хотя за каждое исполнение песен на радио или ТВ автор сегодня получает авторские отчисления вне зависимости от того, назвали его имя со сцены или нет».

В итоге Эдуард Ханок сказал Ядвиге Поплавской: если она хочет и дальше исполнять песни «Я у бабушки живу», «Малиновка», «Завiруха» и «Счастливый случай», то должна их выкупить за 25 тысяч долларов, иначе все закончится судом. Правда, в тот день, как сообщает Анастасия, Эдуард Ханок в конце беседы все-таки разрешил исполнять его песни безвозмездно.

А уже 25 апреля Ядвига Поплавская получила письмо от композитора, направленное также министру культуры Борису Светлову и министру информации Лилии Ананич, в котором было сказано: «В связи с грубейшими нарушениями авторских прав и предстоящими судебными разбирательствами с Анатолием Ярмоленко и дуэтом Тиханович-Поплавская, я, как обладатель исключительных прав, известил все радио- и телеканалы Республики Беларусь о запрещении с 26 апреля 2017 года использования как в аудио-, так и в телевизионном вариантах музыки следующих моих сочинений (песен):  

  • 1."Вы шумiце, бярозы", слова Нила Гилевича.
  • 2. "Счастливый случай", слова Ларисы Рубальской.
  • 3. "Я у бабушки живу", слова Игоря Шаферана.
  • 4. "Завiруха", слова Геннадия Буравкина.
  • 5. "Малиновки заслыша голосок", слова Анатолия Поперечного.

Этот запрет также касается всех массовых мероприятий, включая Молодечненский фестиваль, а также "Славянский базар" в Витебске.

О возобновлении использования данных произведений (песен) я сообщу дополнительно. В случае невозможности урегулирования правовых отношений с вышеназванными исполнителями запрет станет окончательным".

Потом уже на шоу «Что происходит» (РТР-Беларусь) Эдуард Ханок рассказал, почему именно сейчас выдвинул финансовые претензии Анатолию Ярмоленко и Ядвиге Поплавской – исполнителям его песен «Малиновка», «Завіруха», «Я у бабушки живу», «Счастливый случай» и «Вы шуміце, бярозы»:

- В отличие от Александра Солодухи, который взял у меня песню «Чужая милая» уже после Советского Союза, и мы с ним разбирались уже по меркам шоу-бизнеса, – эти люди пели их 30 лет тому назад. И, поскольку они обеспечивали мне в то время огромные авторские, я считал, что мне нехорошо поступать… К ним какие-то претензии... Потому что поменялись правила игры.

Сегодня артисты работают в основном на корпоративах, от которых авторы ничего не получают. Я специально сейчас взял раскладку Российского авторского общества – за три года я получил от их песен 420 тысяч российских рублей. Если разделить на три года – это 14 тысяч в год. Это в месяц – 200 долларов. Это в десятки раз меньше, чем они за один концерт получают.

Я живу на ренту 25 лет, и меня абсолютно не интересуют авторские. Принципиальный вопрос в другом: я их не трогал до тех пор, пока не произошёл случай во Дворце Республики, когда на вечере памяти не были упомянуты авторы песен… Я только что приехал из Москвы, где был вечер памяти Шаферана. Там выходили композиторы, поэты. Рассказывали, напевали с залом песни. Что делал и я – «Я у бабушки живу», «То ли ещё будет». Вместо этого они устроили какую-то странную вещь – пригласили жену, супругу Евгения Глебова, пригласили Василия Раинчика, пригласили Игоря Лученка и Эдуарда Ханка. И ни слова не сказали о них вообще за весь вечер. Они ничего не сказали, и всё раскрыла госпожа Рыжикова, которая сказала потрясающую вещь.

Она сказала, что Саша был не только замечательный поэт, вернее, исполнитель, но он был замечательный… Она сказала: «Он написал столько много прекрасных песен, которые мы до сих пор любим и поём». И в конце она сказала: «Мы будем петь Сашины…» У них, вообще, уже давно сместилось, как у Ярмоленко: «Это наши песни». Когда он спел, Ярмоленко, с Тото Кутуньо  мою песню, кстати, без всякого разрешения, – они сказали: «Спасибо Тото Кутуньо за то, что он спел нашу песню». То есть, за то, что они уже перетянули…

…Обратите внимание, что во время похорон, за всё время нас не назвала авторами ни одна газета. И такое впечатление – Сашины песни никогда не умрут. Возьмите, почитайте газеты. Только Москва откликнулась нормально, там и интервью взяли.

В той же программе Анатолий Ярмоленко рассказал, что после письма Эдуарда Ханка изъял песню «Я лягу-прилягу» из репертуара.

Ну а Ядвиге Поплавской и Эдуарду Ханку, например, руководитель Белорусского общества авторов, исполнителей и иных правообладателей Сергей КУХТО советует сесть за стол переговоров и все решить в соответствии с законодательством об авторском праве, чтобы обе стороны получили всего, чего заслуживают, и разошлись с миром. Сейчас, по его словам, в Интернете преобладают эмоции, которые все туже завязывают узел, который все сложнее будет разрубить.

В свою очередь Ирина ДОРОФЕЕВА, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, заслуженная артистка Республики Беларусь призвала Эдуарда Ханка пересмотреть ход своих мыслей. «Это нож в спину для Ядвиги Константиновны. Мы все молимся за то, чтобы она продолжала выступать. Она 30 лет популяризировала ваше творчество. Благодаря этому, вы тоже получали и авторские отчисления, вас узнал весь мир, вы стали народным артистом. И все знают, что эти песни написали вы», - такими были слова депутата и певицы на шоу «Что происходит». С Ириной Дорофеевой солидарны многие представители культурного сообщества.

МНЕНИЕ

Олег МОЛЧАН, композитор, председатель Авторского совета при НЦИС (Национальном центре интеллектуальной собственности):

- Мне искренне жаль, что возникла такая ситуация, в центре которой оказались уважаемые мною Ядвига Поплавская, Анатолий Ярмоленко и Эдуард Ханок. Возможно, конечно, эти вопросы нужно было решать не сейчас, когда Ядвига только похоронила своего супруга Александра Тихановича и нуждается в поддержке. Но, видимо, Эдуарда Ханка тоже довели до такого эмоционального состояния, что дальше он не мог терпеть.

Если говорить откровенно, то и автор, и исполнители многое сделали для того, чтобы эти песни стали нашим культурным достоянием. Автор, конечно, в первую очередь, как создатель, но и исполнители приложили немало усилий.

В данном конкретном случае хочу подчеркнуть: с точки зрения авторского права Ханок прав. По закону он имеет право либо запретить исполнять свое произведение, либо разрешить, либо передать его другим исполнителям. То есть его требования обоснованы законодательно, поэтому те люди, которые сейчас критикуют Ханка, дают различные оценки его действиям, могут оказаться в глупом положении. Также сейчас Ханка обвиняют в том, что он сначала попросил выкупить песни за одну сумму, потом за другую. Но согласно авторскому законодательству, если ценность художественного произведения возрастает,  автор вправе потребовать дополнительную сумму за его использование. Так делается во всем мире.

Я понимаю Ядвигу, которой сейчас нелегко, но и Эдуарда Ханка неуважением просто утомили. Мы, авторы, к сожалению, с этим сталкиваемся постоянно. Но, возможно, ситуация не возникла бы, если бы не такая организация концерта, на который я, кстати, не пошел из-за непонятного приглашения. Нужно относиться уважительно к авторам произведений и упоминать их на всех концертах, потому что и зрители хотят знать, кто написал эти песни, и сами авторы хотят, чтобы о них знали. Они и так все время за кадром.

Хочется верить, что  Ядвига Поплавская, Анатолий Ярмоленко и Эдуард Ханок найдут возможность договориться и будут дальше радовать нас своими замечательными песнями.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно