Государственный список музеев нашей страны пополнился еще одним важным для белорусского искусства и культуры объектом. Официальный статус получил Научно-исследовательский музей белорусского искусства и культуры Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси.
Экспозиция музея размещена в трех залах. В зале археологии расположена коллекция артефактов, найденных на раскопках. Например, можно увидеть две лодки XII и XVI веков. Этнографический зал представляет народные костюмы, предметы быта, посуду, музыкальные инструменты, изделия из соломы, маляванки и вытинанки. В сакральном зале хранятся иконы, колокола, представлена скульптура и декоративная резьба. Всего в фондах музея хранится до 1000 икон – это самая большая коллекция образов в Беларуси.

Специально для «АиФ» Борис ЛАЗУКО, искусствовед, директор музея, провел экскурсию по настоящей сокровищнице и рассказал о том, как формировалась сакральная коллекция и как ученые спасали будущие уникальные экспонаты.
- В начале 2000-х годов нашей коллекции присвоен статус «национальное достояние». Утрата этих предметов и объектов, имеющих выдающееся значение для страны, невосполнима. История белорусского искусства в отношении движимых памятников была разработана в том числе на основе нашей коллекции.
В 1970-х годах специальный сектор, созданный при Институте искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук БССР, вел на территории Беларуси работу по составлению свода недвижимых памятников от храмов до братских могил. По итогам работы было издано семитомное собрание (по количеству областей с учетом Минска) на белорусском и русском языках.
Во время экспедиций по регионам Беларуси и были найдены многие экспонаты, которые привозили в Минск порой в очень удручающем состоянии. Со временем для коллекции был выделен отдельный блок. И 46 лет назад экспозиция впервые была открыта.
Находка
Уникальнейший экспонат сакрального искусства – плащаница XIX в., найденная членами научной экспедиции в одной из церквей Дрогичинского района фактически в горе мусора. Когда-то плащаница служила украшением храма, но со временем пришла в негодность. Это неотъемлемый атрибут православного храма и символ той плащаницы, в которую было завернуто тело Христа, снятое с креста, это символ покаяния, жертвенности.
Реставратор Анжелика Мицкевич больше года работала над реликвией, применяя особые методики восстановления текстиля. Ткань была очищена, сгибы расправлены, утраты (дыры в полотне) восстановлены.
Такие изделия изготавливались состоятельными людьми и служили вотивным даром – подношением в честь чего-то, в благодарность за что-то или прошение.
Особо почитаемые
В коллекции музея есть иконы, которые носят статус особо почитаемых. Причем чудотворные иконы, изображающие Богородицу, одинаково почитаемы разными христианскими конфессиями.
- Копию, или спис, чудотворной иконы Белыничской Богоматери (оригинал которой утрачен в годы войны) мы обнаружили в одной из кладбищенских церквей д. Снов за печью с дровами, - продолжает эксперт. - Из-за ненадлежащих условий хранения икона была повреждена, однако лики Богоматери и младенца Христа сохранились.
Подобный тип изображения называется Одигитрия. Здесь Мария представлена в образе Царицы Небесной и держит скипетр, а младенец Иисус – державу. Короной, которую несут ангелы над головой Богоматери, автор хотел показать, что на эту обычную женщину Божественной силой была возложена миссия стать спасительницею, духовным лидером.
Психологический эффект любого портрета таков, что, с какой бы точки вы ни смотрели на него, создается ощущение, будто персонаж наблюдает за вами. Такой же эффект присущ и данной иконе: Богородица смотрит и ждет, а затем провожает взглядом.
Новые технологии
Для ученых важна не только сакральность того или иного образа либо предмета, но и то, какой путь в мирской жизни преодолел экспонат, прежде чем попал в музей. Процесс определения авторства, времени и места создания, а также других характеристик иконы называется атрибуцией.
Так, еще одну древнейшую икону «Поклонение волхвов» ученые обнаружили в костеле Св. Петра и Павла в д. Дрисвяты на границе с Литвой благодаря уцелевшим описям, или инвентарным книгам. Икона находилась на алтаре, но была закрыта, как щитом, другой, более новой иконой XIX века. Первоначально костел находился на острове на озере Дрисвяты. Позже его перенесли на «материк». В описях были указаны данные об иконе, датируемые 1514 г.
Изучая «Поклонение волхвов», белорусские ученые проводят аналогию с творчеством великого немецкого художника эпохи Возрождения Лукаса Кранаха Старшего, чье творчество, скорее всего, здесь было известно.
Еще один сегмент атрибуции – изучение основы, на которой была написана икона. И здесь на помощь пришли новейшие технологии. В данном случае образ был написан темперой по левкасу (меловому грунту) на деревянных досках, стыки которых соединены шпонками.
В Институте леса НАН Республики Беларусь разработана шкала, которая помогает определить возраст деревянной основы по годовым кольцам. Благодаря этому ученые подтвердили дату создания иконы. Такой способ характеризуется минимальной погрешностью. И это колоссальный прорыв в изучении артефактов, в том числе икон!
Белорусская школа
- Да, мы можем говорить о белорусской школе иконописи, которая совмещает православные и западноевропейские каноны, - поясняет Борис Лазуко. - Так, при белорусском посредничестве православная икона переняла из католицизма, например, реалистичность, светотеневую моделировку. Влияние барочного стиля можно наблюдать в появлении житийных икон, таких, например, как «Святая Параскева с житием», когда в клеймах вокруг главного персонажа размещались сцены из его жизни. Житийность помогала даже неграмотному человеку «читать» икону.

На территории нынешней России существовал такой метод написания икон, как прориси. Этот способ облегчал работу иконописца, позволяя точно воспроизвести контуры изображения. Белорусские иконописцы к данному методу не прибегали, поэтому их иконам свойственна допустимая вольность при соблюдении общих канонов.
Еще один отличительный признак белорусской иконы – золотистый узорчатый фон, который сначала прорезали по левкасу, а потом наносили краску.
При относительно небольшой территории нашей страны мы выделяем даже регионы со своими традициями иконописи. Полесская школа отличается особенностями цвета, плавностью линий. Это проявляется и в рушниках, народных строях.
На востоке страны, где было принято старообрядчество, ветковская школа живописи выделяется строгостью в соблюдении канонов.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть