«АиФ»: - Вячеслав Георгиевич, за 40 лет многие уже забыли, что это за «зверь» такой был - луноход...
В.Д.: - «Зверь» весил 756 кг, имел длину 4,4 м (при открытой панели). Восьмиколёсное чудо техники (каждое колесо - ведущее, со своим электродвигателем) сделали из уникального сплава на основе титана. По сути же это была передвижная лаборатория с 9 научными приборами - для определения прочности грунта, его химического состава и т. д. Мы сначала называли её лунной колесницей или просто транспортным средством. Но однажды, перепечатывая отчёт, машинистка заменила длинное выражение «транспортное средство для перемещения космонавтов» словом «Луноход», с большой буквы. На подмену тогда внимания не обратили - лишь заменили большую букву маленькой. Но слово прижилось и позднее вошло во все языки мира.
Высадили луноход на видимой стороне Луны. Никто не знал, сколько он проживёт, ведь температура лунной поверхности ночью опускается до минус 170 градусов. Рассчитывали продержаться хотя бы одну ночь. В итоге аппарат проработал более 10 месяцев, прошёл по поверхности Луны 10 км 540 м и исследовал 80 тыс. кв. метров поверхности, после чего «умер своей смертью»: прекратила работу изотопная «печка». Последняя связь с ним состоялась 17 сентября 1971 года.
«АиФ»: - А зачем вообще понадобился луноход - для того только, чтобы покататься по поверхности Луны?
В.Д.: - Проект был задуман как часть более грандиозного плана - высадки советских космонавтов на Луну. Задачей лунохода было осмотреться на Луне и подыскать район для посадки будущего лунного корабля. Впоследствии же стать радиомаяком при его снижении, а также средством для перемещения космонавтов по Луне. Для прилунения были сформированы 4 экипажа. Но после смерти Сергея Павловича Королёва проект закрыли. А проживи он ещё несколько лет - мы бы и на Марсе высадились: это была его мечта! Ракета для такого полёта уже проходила испытания.
«АиФ»: - Трудно ли было водить луноход?
В.Д.: - Непросто: из-за огромного расстояния - больше 400 тыс. км - происходила задержка сигнала до 4,1 секунды. Но это было бы ещё ничего, если бы работало обычное телевидение - 25 кадров в секунду. А так как для громоздкой радиотехнической системы не хватало энергии, то специалисты придумали малокадровое телевидение. Снимок с Луны передавался на экран к водителю, и тот уже оценивал обстановку, что там впереди перед луноходом - кратер или камень, на каком удалении и пр. На принятие решения водителю (управлялся луноход штурвалом наподобие авиационного) давалось столько времени, сколько длится кадр: от 7 до 21 секунды. Двигался луноход с двумя скоростями - 33 и 66 см в секунду. Пока шёл сигнал, он бесконтрольно преодолевал около 3 метров. Правда, перед этим мы успевали оценить по снимкам обстановку и просчитать дальнейший маршрут - метров на 7-9. Управлял аппаратом экипаж из двух расчётов по 5 человек, менявших друг друга каждые 2 часа, пока луноход был в зоне радиовидимости. В остальное время он попросту стоял.
Предварительно тренировались на «лунодроме» размером с футбольное поле, специально построенном под Симферополем. Сняв с этой площади растительный слой, засыпали её песком, покрыли ракушечником и камнями, соорудили горки и вырыли кратеры до 16 м в диаметре. И даже покрасили всё это в серо-чёрный цвет.
«АиФ»: - А нештатные ситуации случались с луноходом?
В.Д.: - Не без этого. Например, у ракеты, доставлявшей на Луну самый первый луноход, - а всего было выполнено 3 одинаковых образца - на 52-й секунде полёта сорвало обтекатель: он пробил обшивку топливных баков, и ракета взорвалась. Следующего старта ждали несколько месяцев. В другой раз за те несколько секунд, пока мы не видели луноход, он успел провалиться в кратер глубиной около 2 м. Правда, выбрался... Был и такой казус: начали сеанс, а команды почему-то не проходят. Посмотрели, а Луны на небе нет! Оказалось - лунное затмение, про которое совсем забыли… А однажды мы даже почудили немного. Преподнесли нашим женщинам-сотрудницам подарок к 8 Марта - при помощи лунохода нарисовали на Луне восьмёрку и подарили на память её панораму. Сначала, правда, нам за это влетело. Но затем начальство попросило и для него сделать нечто подобное.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть