22856

Родовые ценности. Каких наследников мечтали вырастить наши предки

№ 29 от 20 июля 2011 года 20/07/2011

29_28_02- Любовь Васильевна, как решался вопрос «бить или не бить» в воспитательной культуре белорусов?

- Физические наказания были правилом в культурах разных народов. Причем наказывали все сословия: и шляхта, и крестьяне. Но, судя по белорусским поговоркам, экспедиционным материалам, прибегали к битью не все и не всегда. В Беларуси говорили: «Разумнае дзіця паслухае і ківа, а дурное – лазы». Т.е. были дети, которым достаточно кивнуть, - и они все поймут, а были те, кому приходилось объяснять другими методами. Но в целом, в воспитательной культуре белорусов присутствовала уверенность, что добротой можно добиться большего, что лучше воздействовать через беседы и собственный положительный пример.

- А с какого возраста приучали детей к труду?

- К труду белорусы начинали приучать детей чуть раньше, чем соседи. С 5 лет это уже было целенаправленное обучение. А вообще, как только ребенок уже что-то мог делать, ему давали небольшие поручения. Труд считался основой жизни. Если прокормить всех было сложно, детей отдавали в пастухи к богатым родственникам или к чужим людям. «В люди» отдавала детей и шляхта. Помните, Короткевич описал обычай «дзядзькавання», когда шляхтичей отдавали в крестьянские семьи, чтобы они учились быть хозяевами.

Но труд был не принудиловкой, а внутренней потребностью. Он приносил удовлетворение, в том числе и потому, что был коллективным. Когда ты делаешь работу с кем-то, физическая тяжесть сглаживается. Наверное, поэтому, идя на работу и с работы, женщины пели. Песни были еще и методом эмоционального восстановления. Сегодня в семьях эмоциональный фон скорее латентный, вялотекущий. Раньше же дети были более эмоционально наполнены. Существовала традиция пестования: детей часто держали на руках, пели им «калыханкі», рассказывали сказки. Фольклор давал сильный заряд для жизни. А многие ли сегодня знают детские «калыханачкі»?

«Цнатлівыя» и «богабоязныя»

- Сегодня растет подростковая беременность, большинство школьников уже живут половой жизнью. Как оберегали родители детей от такого поведения раньше?

- Огромную «профилактическую» роль играло общественное мнение, мнение общины. Члены общины имели право дисциплинировать любого ребенка. Сегодня в урбанизированном обществе действует принцип анонимности, а тогда ты ничего не мог сделать, что бы не стало предметом обсуждения и осуждения. Родители также всегда говорили и предупреждали об этом. С подросткового возраста ограничивали свободу детей, чтобы они были все время на глазах. Старались также раньше выдать девушек замуж.

- Кем видели ребенка наши предки на выходе воспитания: хорошим человеком, крепким семьянином, профессионалом/работником, истинным христианином или еще кем-то?

- Цель воспитания заключалась в том, чтобы вырастить помощников и подготовить их к самостоятельной жизни, которая очень рано наступала. В середине XIX века продолжительность жизни была 30 лет, а к концу века - 37 лет, поэтому все процессы социализации происходили раньше. В народной традиции считалось, что дети должны вырасти трудолюбивыми, духовно чистыми, добрыми, заботливыми. В XVI веке в завещаниях шляхтичи давали завет, чтобы их дети были «цнатлівымі і богабоязнымі». Моральная чистота была важнейшим требованием.

Семейный иконостас

- Штамп нашего времени – «кризис семьи». Раньше семьи вообще не имели никакой господдержки, а были крепкими и многодетными. На чем держался культ семьи тогда? Что можно сделать сегодня, чтобы возродить эталон семьи?

- Раньше семья, конечно, была важна с экономической точки зрения. Мужу и жене с подрастающими помощниками было легче выжить и вести хозяйство. Но помимо этого семья держалась на ответственности: родителей перед детьми, детьми перед порученным делом и т.д. Семья жила в одном ритме, большую часть времени проводя вместе за коллективным трудом.

Родителям нужно было дать старт детям. Дочери «пасаг» – приданое, а мальчику построить дом, к примеру. На этой ответственности семья и держалась. Да и  напряженный труд не оставлял времени для выяснений отношений и разногласий.

Сейчас цель брака совсем иная - для удовлетворения личностных потребностей. Новое поколение уже практически ничего не знает о традиционной культуре. Да многие традиции и не реанимируешь. Но кое-что рациональное из прошлого можно перенять. Во-первых, вернуть ценность рода. Нужно, чтобы дети знали, кто были их предки. Если это были интересные честные люди, это воспитывает родовое сознание, заставляет стараться быть достойным рода. Данные о родословной в крестьянской среде передавали через устные предания, у шляхты обязательно велся родовод. До сих пор во многих деревнях на стенах можно видеть семейный иконостас: фотографии семьи за стеклом. Это визуальное воспитание не стоит забывать. Что мешает сегодня  приучать ребенка к труду с раннего возраста, а также возродить традиции взаимопомощи и взаимовыручки,  когда все помогают друг другу в каком-то деле (достроить дом, вскопать огород и пр.). Не вижу препятствий, чтобы следовать сегодня и воспитательным традициям, которые привел в одном из произведений Дунин-Марцинкевич:

«Вера ў Бога была выхавання асновай,

Навучалі дзяцей сваіх Божаму слову,

Навучалі малітвы спяваць па кантычках,

Пра жыццё ўсех святых пачынаць мелі звычку.

У дамах у заможных мусье и мадамы не вучылі дзяцей,

Каб чужымі вачамі паглядалі на свет…»

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно