- Любовь Васильевна, как решался вопрос «бить или не бить» в воспитательной культуре белорусов?
- Физические наказания были правилом в культурах разных народов. Причем наказывали все сословия: и шляхта, и крестьяне. Но, судя по белорусским поговоркам, экспедиционным материалам, прибегали к битью не все и не всегда. В Беларуси говорили: «Разумнае дзіця паслухае і ківа, а дурное – лазы». Т.е. были дети, которым достаточно кивнуть, - и они все поймут, а были те, кому приходилось объяснять другими методами. Но в целом, в воспитательной культуре белорусов присутствовала уверенность, что добротой можно добиться большего, что лучше воздействовать через беседы и собственный положительный пример.
- А с какого возраста приучали детей к труду?
- К труду белорусы начинали приучать детей чуть раньше, чем соседи. С 5 лет это уже было целенаправленное обучение. А вообще, как только ребенок уже что-то мог делать, ему давали небольшие поручения. Труд считался основой жизни. Если прокормить всех было сложно, детей отдавали в пастухи к богатым родственникам или к чужим людям. «В люди» отдавала детей и шляхта. Помните, Короткевич описал обычай «дзядзькавання», когда шляхтичей отдавали в крестьянские семьи, чтобы они учились быть хозяевами.
Но труд был не принудиловкой, а внутренней потребностью. Он приносил удовлетворение, в том числе и потому, что был коллективным. Когда ты делаешь работу с кем-то, физическая тяжесть сглаживается. Наверное, поэтому, идя на работу и с работы, женщины пели. Песни были еще и методом эмоционального восстановления. Сегодня в семьях эмоциональный фон скорее латентный, вялотекущий. Раньше же дети были более эмоционально наполнены. Существовала традиция пестования: детей часто держали на руках, пели им «калыханкі», рассказывали сказки. Фольклор давал сильный заряд для жизни. А многие ли сегодня знают детские «калыханачкі»?
«Цнатлівыя» и «богабоязныя»
- Сегодня растет подростковая беременность, большинство школьников уже живут половой жизнью. Как оберегали родители детей от такого поведения раньше?
- Огромную «профилактическую» роль играло общественное мнение, мнение общины. Члены общины имели право дисциплинировать любого ребенка. Сегодня в урбанизированном обществе действует принцип анонимности, а тогда ты ничего не мог сделать, что бы не стало предметом обсуждения и осуждения. Родители также всегда говорили и предупреждали об этом. С подросткового возраста ограничивали свободу детей, чтобы они были все время на глазах. Старались также раньше выдать девушек замуж.
- Кем видели ребенка наши предки на выходе воспитания: хорошим человеком, крепким семьянином, профессионалом/работником, истинным христианином или еще кем-то?
- Цель воспитания заключалась в том, чтобы вырастить помощников и подготовить их к самостоятельной жизни, которая очень рано наступала. В середине XIX века продолжительность жизни была 30 лет, а к концу века - 37 лет, поэтому все процессы социализации происходили раньше. В народной традиции считалось, что дети должны вырасти трудолюбивыми, духовно чистыми, добрыми, заботливыми. В XVI веке в завещаниях шляхтичи давали завет, чтобы их дети были «цнатлівымі і богабоязнымі». Моральная чистота была важнейшим требованием.
Семейный иконостас
- Штамп нашего времени – «кризис семьи». Раньше семьи вообще не имели никакой господдержки, а были крепкими и многодетными. На чем держался культ семьи тогда? Что можно сделать сегодня, чтобы возродить эталон семьи?
- Раньше семья, конечно, была важна с экономической точки зрения. Мужу и жене с подрастающими помощниками было легче выжить и вести хозяйство. Но помимо этого семья держалась на ответственности: родителей перед детьми, детьми перед порученным делом и т.д. Семья жила в одном ритме, большую часть времени проводя вместе за коллективным трудом.
Родителям нужно было дать старт детям. Дочери «пасаг» – приданое, а мальчику построить дом, к примеру. На этой ответственности семья и держалась. Да и напряженный труд не оставлял времени для выяснений отношений и разногласий.
Сейчас цель брака совсем иная - для удовлетворения личностных потребностей. Новое поколение уже практически ничего не знает о традиционной культуре. Да многие традиции и не реанимируешь. Но кое-что рациональное из прошлого можно перенять. Во-первых, вернуть ценность рода. Нужно, чтобы дети знали, кто были их предки. Если это были интересные честные люди, это воспитывает родовое сознание, заставляет стараться быть достойным рода. Данные о родословной в крестьянской среде передавали через устные предания, у шляхты обязательно велся родовод. До сих пор во многих деревнях на стенах можно видеть семейный иконостас: фотографии семьи за стеклом. Это визуальное воспитание не стоит забывать. Что мешает сегодня приучать ребенка к труду с раннего возраста, а также возродить традиции взаимопомощи и взаимовыручки, когда все помогают друг другу в каком-то деле (достроить дом, вскопать огород и пр.). Не вижу препятствий, чтобы следовать сегодня и воспитательным традициям, которые привел в одном из произведений Дунин-Марцинкевич:
«Вера ў Бога была выхавання асновай,
Навучалі дзяцей сваіх Божаму слову,
Навучалі малітвы спяваць па кантычках,
Пра жыццё ўсех святых пачынаць мелі звычку.
У дамах у заможных мусье и мадамы не вучылі дзяцей,
Каб чужымі вачамі паглядалі на свет…»
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть