5752

Преодолеть судьбу. Виолончелист Александр Князев - о силе духа и везении

№ 40 от 1 октября 2014 года 01/10/2014

 Притом что судьба несколько раз пыталась вычеркнуть его имя из мира музыки. А он не сдался.

Платить по счетам

- Александр, что, на ваш взгляд, тяжелее - всю жизнь пробыть в середнячках, спокойно играя и не пытаясь никому ничего доказать, или, как вы, - снова взбираться на Олимп, с которого были сброшены болезнями, трагедией?

- Судьба у каждого своя. Хотя я знаю и тех, кто говорит, показывая на меня пальцем: «Как же ему по жизни везёт!» С одной стороны, я считаю такие слова признанием моего успеха. С другой - мысленно отвечаю: а вы хоть что-нибудь о моей жизни знаете? Вы готовы пройти этот путь? Вы готовы, победив на конкурсе им. Чайковского, через некоторое время услышать вердикт врачей: «С этим заболеванием ты играть не сможешь»? А тебе ещё нет и 20 лет, ты на самом взлёте!

- И что сделали вы, услышав этот приговор?

- Я, видимо, родился с огромной энергией и силой воли. И пошёл к одному невропатологу, второму… Год потратил на поиски врача, пока наконец один из профессоров не сказал мне: «Я тебя вылечу, но не знаю, сколько лет на это уйдёт». Ушло в итоге почти пять лет. Но, знаете, сильные всегда побеждают.

- Болезнь вы победили. Но потом была ещё и автокатастрофа в ЮАР (в ней погибла жена музыканта пианистка Екатерина Воскресенская, сам музыкант сильно пострадал. - Ред.).

- Когда выписывался из больницы, за мной приехали мои друзья. У меня одна рука не работает - сложнейший перелом, вторая в гипсе, сам в корсете. И тем не менее я сам сел за руль, чтобы не осталось этого страха перед машинами. Но ещё раз повторю: это же чистая судьба.

- А никогда не возникал вопрос: за что именно вам это «прилетает»?

- Возникал. И не раз. Но ведь мы такие вопросы задаём, только если что-то плохое случается. А когда всё хорошо, мы почему-то не интересуемся: за что мне такое везение? Теперь, с годами, я научился ценить жизнь и понял, что есть закон компенсации. У каждого он свой. Всё - и взлёты, и падения - должно быть оплачено. Наверное, я авансом за многое заплатил, поэтому пока всё идёт гладко. А после третьей болезни (тоже серьёзной) у меня произошёл очевидный скачок в технике - я стал играть произведения, к которым раньше и подступиться не смел. Такой прорыв в космос. Каждый раз после испытаний тебя выносит на какой-то более высокий уровень.

Звонок в рай

- Если бы вы сидели в кресле министра культуры, с чего бы начали?

- Я так далёк от «кресла министра» чего-либо! Но... Недавно в Париже был на утреннем концерте для детей, который каждое воскресенье в главном филармоническом зале Парижа даёт один из лучших оркестров Европы. Играли они в то утро Четвёртую симфонию Чайковского. Как было подано это сложнейшее произведение! Перед каждым маленьким фрагментом ведущий объяснял: «Эта тема заставит вас радоваться, эта - грустить, эта - задуматься». В какой-то момент ведущий предупредил, что должен «позвонить в рай самому Чайковскому». Разыгрывается псевдодиалог с Чайковским, который может говорить из рая, потому что у него айфон 18. Дети в восторге! Два часа пролетели незаметно. Концерты эти бесплатные. Такой у них капитализм с человеческим лицом.

Юлия ШИГАРЕВА

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно