В 1974 году на киностудии «Мосфильм» завершились съемки фильма «Любовь земная». Социальную мелодраму о жизни советской деревни 1930-х годов по мотивам романа Петра Проскурина «Судьба» снял Евгений Матвеев.
По сюжету женатый председатель колхоза Захар Дерюгин (Евгений Матвеев) встречает позднюю любовь. Его чувство к односельчанке Мане Поливановой (Ольга Остроумова) непреодолимо и мучительно. Перед Захаром стоит выбор – сохранить семью и честь отца семейства или начать жизнь заново, отдавшись новой любви.
Говорят, что резонанс после выхода этой картины был огромный: женщины, которых обманули супруги, чувствовали себя униженными и утверждали, что Евгений Матвеев своим фильмом попросту оправдывает измены женатых мужчин. От киноруководства требовали запретить «Любовь земную» к показу.
Споры вокруг запрета фильма были настолько горячими, что режиссеру и актерам приходилось не раз встречаться с профсоюзами женских трудовых коллективов и отстаивать картину. В разных городах СССР даже проводили тематические вечера, посвященные обсуждению этой ленты. Но все это свидетельствовало лишь о том, что «Любовь земная» подняла действительно важные темы, а потому и имела такой широкий общественный резонанс. Благодаря активным обсуждениям зрители все же согласились с тем, что в «Любви земной» поднимаются первостепенные вопросы, о которых обязательно нужно говорить.
В итоге через год поле выхода «Любови земной» на экраны Матвеев приступил к продолжению фильма, назвав его «Судьба». Это кинолента о военном лихолетье, о советском народе, его патриотизме и любви к своей Родине. Главный герой уже в начале войны попадает в немецкий плен, а затем, совершив побег, воюет в партизанском отряде. Жена Захара – Ефросинья Дерюгина – сжигает свой дом вместе с оккупантами. Немцы готовят карательную операцию против жителей, но тем на помощь приходят партизаны…
Актерское мастерство
Фильм «Любовь земная» стал лидером проката в 1975 году. Его посмотрели свыше 50 миллионов зрителей. «Я не конструирую картины, я их не выстраиваю. Я их выдыхаю из себя… Наверное, моя откровенность во всём – и в человеческих отношениях, и в отношении к своему творчеству, она и руководит мной», – признавался Евгений Матвеев.
После того как фильм «Любовь земная» вышел на экраны, зрители тут же приписали Матвееву роман с Ольгой Остроумовой. Они так гармонично смотрелись в кадре, между их героями кипели такие страсти, что все отказывались считать это просто хорошей актерской игрой. Однако незадолго до съемок Остроумова во второй раз вышла замуж, была счастлива в браке и даже отказывалась от слишком откровенных, на ее взгляд, любовных сцен.
Сплетники не могли оставить без внимания безудержный талант Матвеева – по стране распространялись слухи о романах артиста и его возможных внебрачных детях. Но Матвеев всю жизнь прожил с одной женщиной. После войны, в 1946-м, встретив в Тюмени свою Лидочку, он сразу распознал в ней мудрую женщину. Хотя была она моложе и, кажется, совсем неопытна. Но всякий раз (а ситуации в семейной жизни были разные, причем не всегда простые) именно Лидии Алексеевне удавалось успокоить мужа, справиться с проблемой. И найти единственно правильное решение. «Тебе это необходимо. Значит, будет так», – говорила она. И всегда оказывалась права. Даже когда Матвеев влюбился...
Ему приписывали множество «лав стори». Рассказывать, в кого влюблялся в театре да на съёмках, было не в характере народного артиста. А вот историю о своей измене он журналистам поведал. Как поучительную.
Было это давно, прожили тогда вместе Евгений и Лида всего лет шесть, росла дочка. Но вдруг влюбился актёр! Места себе не находил. Жена, конечно, всё поняла. «Не мучайся сам и нас не мучай, – сказала она. – Ступай к ней. Мы подождём год. А потом не приходи». Среди ночи проснулся Матвеев – жены нет. Оказалось, Лида стирала бельё. Утром встал – его вещи выглажены и сложены. Это сделала жена, которую он предал. Которую хотел оставить. Собрав чемодан, Матвеев уехал к другу. Каждый день думал. И каждый день подставлял голову под холодную воду. А спустя две недели вернулся к Лиде и услышал с порога: «Ты завтракал?»
После этого Матвеевы прожили вместе полвека.
Любимые песни
Украшением обоих фильмов стали прозвучавшие в них песни. В «Любови земной» – это «Даль великая», «Сладка ягода» и «Рябина» («Что шумишь, качаясь…»).
А когда после успеха ленты «Любовь земная» Евгений Матвеев взялся снимать продолжение, ему буквально нужен «был голос». Ещё не сочинили ни музыку, ни слова, а он уже знал, что петь будет несравненная Анна Герман. Словно чувствовал: только её нежный, ласковый голос может передать тонкости удивительного, сложного чувства.
Позже во время записи песни «Эхо любви», написанной Евгением Птичкиным на стихи Роберта Рождественского, певица сняла туфли и попросила дирижёра оркестра начать без репетиции. В процессе исполнения у одного из скрипачей вдруг дрогнул смычок – оркестр расстроился. Женщины-музыканты молча глотали слёзы. Допев, Анна попросила второй дубль, но Евгений Семёнович вошёл в студию и обнял певицу: «Всё получилось».
«Песня всегда вызывала не только аплодисменты, но и слёзы, – говорила потом в интервью Анна Герман. – Значит, можно сказать о главном – о любви – не затёрто, так, чтобы до слёз трогало за душу? И текст, и музыка, и сам фильм делались с душой. Вот секрет, чтобы не скатиться к пошлости: делать всё с душой, тогда самые привычные, примелькавшиеся, затёртые слова вдруг начнут звучать искренне, чисто и по-новому».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть