18709

Надежда Горкунова: «На наших экранах давно не было новых выдающихся личностей…»

Изъясняется она в той же манере: четко, по делу, особенно если речь идет о том, чем она занимается уже более десяти лет: авторским документально-игровым кино. 

- Наша студия производит около 13 документальных фильмов в год, которые можно увидеть на телеканале «Лад». Несмотря на то, что благодаря своей кнопке у нас есть немалая зрительская аудитория, а каждый фильм выдерживает от трех до пяти повторов, совершенству нет предела. Жанр документального кино не популяризируется, мало делается для того, чтобы производство было более прогрессивным, чтобы белорусы больше узнавали о своем прошлом и настоящем, о людях, чьи дела и мысли действительно достойны экрана.

- Так, может, по-прежнему нет спроса на этот телевизионный продукт? Сейчас вон все «Доктора Хауса» смотрят и, наверно, даже не замечают своих достойных героев - ваших героев…

- Мне кажется, зрителю будет интересно все, что подается правильно, неравнодушно. Ведь когда вы берете в руки пульт, то, как правило, даже не подозреваете, на что сейчас попадете в эфире. Телефанатов, которые карандашиком обводят программу, осталось очень мало. Поэтому наша профессиональная задача - отбраковывать уличный шлак. Например, сколько можно перетирать в эфире и других СМИ поездки звезд на турецкие курорты, наряды с павлиньими перьями? По-моему, это дурной вкус и мелкотемье.

Документальная кустарщина

- Сейчас много говорят об авторском праве в свете указа о мерах совершенствования национального сегмента в интернете. Как у вас с этим обстоят дела?

09_gorkunova4
С Владимиром Цеслером.

- Музыканты вот борются за авторские права и выступают против частного копирования своих произведений, а мы, наоборот, радуемся, когда их передают из рук в руки. Но бывают перегибы. Недавно позвонил один искусствовед и попросил разрешения воспользоваться  фрагментом моего фильма на творческом вечере. Предложила прислать письмо на имя руководства компании, поскольку права у нее, а в ответ услышала: «Зачем? У меня уже есть копия, все равно никто не узнает». Я онемела. Попробуйте в другой стране получить копию любого фильма и начните пользоваться ею без специального разрешения! И такая кустарщина - на каждом шагу. А все потому, что мало занимаемся пропагандой жанра. Та же пресса мало об этом говорит.

- Конкретно «АиФ» руководствуется в первую очередь потребностями своих читателей в получении той или иной информации. И надо сказать, что вопросов о белорусском документальном кино к нам приходит не так много, если не сказать иначе. Может, режиссеры должны научиться сами себя пиарить?

- Безусловно, это одна из составляющих нашей профессии, но не все умеют делать это грамотно. В основном пиар напоминает самодеятельность или полустанок, на котором каждый пытается первым вскочить в вагон.

Положа руку на сердце, когда я работаю, снимаю, пишу сценарии, то не хватает   времени даже на собственный фотоархив. Для общественной премьеры  моего последнего фильма «Просто хлеб» тоже вот руки не дошли, хотя в студии доккино уже сложилась приятная традиция - просмотры новых картин в Музее кино.

Тем более не хочется отбирать хлеб у пиар-менеджеров и продюсеров. Хотя многих уже давно хочется посадить на жесткую диету. Ведь от уровня их профессионализма зависит продвижение. Но, как говорится, «чего жена не любит, того муж не сьест». В итоге картина остается вкусовой и субъективной.

Из ТВ в ВЕБ?

09_gorkunova2
С главной героиней своего фильма
«Папайя» Сезарией Эворой.

- Может, тогда есть смысл обратить свой взор в интернет? Похоже, это последнее место, где люди могут выбирать, что смотреть, что пропускать. А YouTube порой творит чудеса популярности с «залитыми» в него кадрами…

- Я пользователь интернета, но чтобы посмотреть там что-то целенаправленно, мне все равно нужно услышать об это хоть краем уха. У меня часто спрашивают, где можно посмотреть фильмы нашей студии, если пропущен эфир. Так что выход во всемирную паутину был бы очень кстати.

К тому же нам давно пора продавать свою продукцию. Недавно вот получила предложение от сотрудниц галереи современного искусства «Ў» наладить продажу документального кино о наших художниках, но что-то пока все так и осталось на уровне девичьих желаний. Хотя действительно есть что продавать.

- Где черпаете вдохновение?

- Это состояние меня никогда не покидает. Столько всего вокруг - только успевай впитывать. Хотя, по правде говоря, давно хочется по-настоящему… удивиться и восхититься.

- А в планах что?

- Планы они на то и планы, что лучше о них не говорить. Пока отдыхаю на смене жанров. Спасибо, что заинтересовались нашей работой. Может, вместе откроем новые имена. Кстати, чуть не забыла о самом главном: разве документальное кино не достойно иметь свой кинотеатр?

СПРАВКА «АиФ»:

Надежда Горкунова закончила Белорусский Государственный театрально-художественный институт, факультет «режиссура телевидения».

Член Союза кинематографистов РБ.

2000-2001 гг. - лучший режиссер («Хрустальный аист»).

2006 г. - лучший режиссер («Телевершина»).

2008 г. - лучший документальный фильм («Телевершина»), лучший документальный фильм, 2-е место за фильм «Портрет на фоне себя» («Телевершина»), лауреат в номинации «Герой  века нынешнего и века минувшего» за фильм «Дорога к дому» (ХI Евразиийский телефорум).

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно