Валентина Оберемко, «АиФ»: — Гоша, вы сыграли в фильме «Заповедник» по мотивам произведения Сергея Довлатова, но там есть отсыл и к Александру Пушкину. Как вам кажется, для современного молодого поколения эти отсылы что-то значат?
Гоша Куценко: — В «Заповеднике» я играю фотографа, массовика-затейника, переодевшегося в Александра Пушкина. В этом смысле я отобрал роль у Сергея Безрукова, потому что впервые в картине, где присутствовал Пушкин, его сыграл не Сергей. В общем, это было прекрасное комедийное приключение.
Что касается отсылов — в прокате и проверим. Конечно, в этой картине есть легкая миссионерская задача: мы бы хотели привлечь молодежь, поговорить с нею не только о Пушкине, но и о Довлатове. И если после просмотра этого фильма кто-нибудь откроет довлатовский «Заповедник», прочтет его — это будет наша заслуга.
— Сегодня часто говорят, что наше кино стало проще, темы — легче, чтобы зритель не особо заморачивался. Вы с этим согласитесь?
— В театре есть понятие, которое часто используется в комедии — упрощение жанра. Сейчас везде идет это упрощение, а на самом деле — падение жанра. К сожалению, мы, среднее и молодое поколение, воспитаны не на хороших американских фильмах, которые сейчас наполняют кинозалы, а на фильмах категории «Б». Наш зритель привык к ним и хочет видеть на экране что-то подобное и от наших режиссеров.
Но тут всегда есть два пути. Кто-то может снимать авторское кино. Оно, как правило, финансово не успешно, зато ты чист перед искусством. Коммерческое же кино делается в угоду зрителю. За редким исключением возможен компромисс. Вот я стремлюсь к такому компромиссу. К примеру, сериал «Ольга», в котором я снимаюсь, — это тот самый компромисс. Это самый популярный сериал в стране. Знаете, почему? Потому что герои его живут так, как живет вся наша страна. Ольга, как Россия, мужественна и одинока.
Еще в одном сериале я поработал, называется он «Домашний арест». Это такая взорвавшаяся бомба, которая пролетела над всей страной. Беспощадная, смелая сатира, новый Салтыков-Щедрин в исполнении Семена Слепакова и Пети Буслова. Ситуация, которая показана в этой картине, возможна в любом нашем регионе. Вообще, мне нравится, что сегодня у нас правдой запахло.
А сам я спродюсировал картину «Балканский рубеж» о событиях в 1999 году в Косово. Когда я посмотрел первую сборку, честно скажу, мне стало немножко не по себе. Я испугался, какой пласт правды, страданий, судеб человеческих мы затронули. Мои партнеры по фильму, увидев мое смятение, сказали: «Давай соберись! Мы же сами это придумали, сами решили рассказать людям об этом!» А ведь когда правда проникает на экран, она трижды усиливается.
— Может, действительно нашим режиссерам нужно снимать такую правду, а не идти постоянно на поводу у зрителей?
— Всегда существовало разное кино. Люди же в разном настроении, состоянии, физическом и духовном, приходят в кинотеатр. Кто-то идёт просто отдохнуть. Так зачем его лишать этого удовольствия? Во времена, когда в стране рулило политбюро, люди в костюмах считали, что они лучше знают, что нужно народу. Теперь народу предлагают все подряд: «Иди, посмотри! Не нравится — встань, уйди». Да, ты оставил свои деньги, но это твоя проблема. Ты экспериментируешь, выбираешь, что больше по сердцу. Я, к примеру, очень часто ухожу с показов, иногда только с третьего раза остаюсь в зале.
Сегодня все решает зритель, поэтому кино становится честной территорией. Хотя, конечно, российский кинематограф все еще отстает. У нас, к сожалению, меньше финансовых возможностей. Наше соревнование за зрителя с Голливудом можно сравнить с серьезными автомобильными гонками, где ты приезжаешь к старту на УАЗике, а рядом с тобой греет двигатель «Феррари». Но тебе просто кровь из носу нужно попытаться виртуозно проехать и этим привлечь внимание зрителей к себе.
— То есть вся проблема в деньгах?
— И в деньгах тоже. Иногда, правда, они попадают в руки неумных людей, которые упиваются своей глупостью за эти деньги. Не хотелось бы оказаться в их числе. Но, мне кажется, наш кинематограф постепенно все-таки начинает работать по существующим во всем мире законам большого коммерческого кино. Посмотрите, мы разведали золотую жилу — спортивную тему. Почему не сделали этого 15, 10 лет назад? Тогда не сработала голова продюсера в эту сторону, потому что все были настроены делать только то, на чем можно точно заработать. А как только образовалась волна спортивного жанра, мы благодаря ему вспомнили, что мы великая держава.
Я же взялся за «Балканский рубеж», потому что мне не хватало фильмов именно на эту тему. Я сам когда-то служил в армии, знал много военных людей, и для меня было странно, что мы отложили в сторону героические темы не о реальных людях, которые еще живы, которые прошли лихие 1990-е, но не разменяли свою жизнь на чиновничьи кресла, не наворовали денег, а остались людьми, верными своей Отчизне. Я знаю таких людей, я с ними общался не раз! Я с ними разговаривал и понимал, что они никому не нужны! Со своей историей, с правдой, со своим праведным путём. Именно поэтому я взялся за эту картину и потерял на ней 4 года жизни. Поэтому я вам говорю, что мне страшно за ее честность, за не политкорректность, за мужественность. Она отвечает своему названию, это именно рубеж. А когда ты на рубеже, нужно или отступать, или идти в атаку. Поэтому этой картиной мы атакуем.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть