3510

Их знает весь мир, или Как оперным исполнителям заявить о себе

 

Национальный академический Большой театр оперы и балета Беларуси никогда не страдал от недостатка зрителей. Однако истинному артисту опасно купаться в лучах славы стабильного локального успеха, и, чтобы понять, чего он действительно стоит, необходимо выносить свое мастерство на суд зрителей разных стран. Один из способов заявить о себе – участие в международных вокальных конкурсах.

Год назад в Беларуси появился свой конкурс вокалистов, в состав жюри которого приглашают известных исполнителей, директоров театров, импресарио. «АиФ» решил поговорить с авторитетными экспертами в области оперного искусства и узнать: есть ли будущее у белорусской оперной сцены? Помогают ли конкурсы искать таланты?

serkin-00Известный оперный певец Валерий СЕРКИН, который с 2009 года работает как менеджер по поиску талантливых оперных артистов, отметил: участие в конкурсах подходит не для всех исполнителей. «Для кого-то выступление на конкурсе не является психологической проблемой, кто-то умеет концентрироваться и бороться с волнением, а у кого-то сдают нервы, - рассказал Валерий Серкин. – Поэтому, к сожалению, бывает и так, что хороший вокалист, не справившийся с волнением, не смог показать себя во всей красе. Значит – не судьба,  нужно искать другой путь для своего продвижения».

К тому же, считает артист, многое зависит от вкусов, восприятия и пристрастий членов жюри: «В спорте, например, все понятно: кто быстрее пробежал – тот и победил. В вокальном искусстве к единой точке мнения приходят через обсуждения, сопоставление нескольких мнений, потому что у каждого члена жюри есть свое представление об идеале, и, видимо, тот, кто соответствует идеалу, становится фаворитом этого члена жюри. Конечно, конкурс предполагает, что все в победителе должно быть идеально на 100%. Но я как человек, который двадцать лет выступает на сценах разных театров мира, понимаю: достаточно редко исполнитель может похвастать выступлениями, идеальными во всем – когда он совершенно здоров, в прекрасном настроении и голос звучит великолепно».

Валерий Серкин обратил внимание и на то, что многие молодые артисты забывают: выступление начинается не с исполнения вокального номера, а с выхода на сцену. «Меня поражают артисты, которые выходят на сцену так, будто в спортзале подходят к штанге, - удивляется певец. – Нужно понимать, что внимание публики к артисту привлечено с его первого шага, как только он вышел из-за кулис, и об этом никогда нельзя забывать. К сожалению, есть очень талантливые исполнители, которые считают: для выступления достаточно обладать только хорошими вокальными данными. Но это не так. Помимо голоса, жюри и публика обращает внимание на внешний вид. В современном театре перед исполнителем стоят сложные актерские задачи, порой нужно исполнять чуть ли не акробатические номера и при этом петь».

В задачу Валерия Серкина как менеджера входят поиск талантов, построение их карьеры и продвижение: «Поэтому я езжу по всему миру и бываю даже на малоизвестных вокальных конкурсах, например, до начала военных событий побывал в Донецке, где услышал немало хороших голосов. Что касается конкурса в Минске, то у многих исполнителей, которых я здесь услышал, несомненно, большое будущее. Например, я очень доволен, что услышал и узнал молодого белорусского тенора Виктора Менделева, который стал обладателем II премии II Минского международного Рождественского конкурса вокалистов».

Конкурс – это шанс

IMG_8770Доктор искусствоведения, профессор Азербайджанской национальной консерватории Улькяр Сабир кызы АЛИЕВА (Азербайджан) убеждена: творческие люди не могут существовать в вакууме, в закрытом пространстве: «Очень плохо, когда молодые исполнители годами топчутся за кулисами, ожидая возможности как-то проявить себя. Поэтому каждый конкурс – своего рода стартовая площадка для вокалистов, возможность показать, раскрыть свой талант. К сожалению, часто после побед на многих состязаниях, где премии присуждаются специалистами, далее нет резонанса, и исполнители только собирают награды, но не получают работы. И в этом смысле Минский международный рождественский конкурс вокалистов уникален тем, что в состав жюри входят не только специалисты, способные оценить вокальное мастерство конкурсантов, но и дирекция театров, представители творческих арт-агентств и фестивалей, благодаря чему у конкурсантов есть реальный шанс получить приглашение к творческому сотрудничеству непосредственно от своего будущего работодателя. В связи этим минский конкурс – это, несомненно, уникальный шанс для молодых певцов».

Улькяр Сабир кызы Алиева тесно сотрудничает с Азербайджанским государственным академическим театром оперы и балета и заинтересовавших ее конкурсантов обязательно порекомендует руководству театра: «Я выделила также и интересных белорусских исполнителей. Благодаря таким мероприятиям, как Рождественский оперный форум и конкурс, у специалистов есть возможность приобщиться к белорусской музыкальной культуре. Я, например, до поездки в Минск не знала об опере «Седая легенда» - это уникальное музыкальное произведение! Как преподаватель консерватории я намерена передать знания о музыкальной культуре Беларуси своим студентам и хочу попросить белорусских коллег достать ноты с музыкой Дмитрия Смольского, чтобы у азербайджанских вокалистов была возможность ознакомиться с замечательным произведением белорусского композитора-классика».

Нужно больше информации

Доктор искусств, профессор Университета музыки им. Фредерика Шопена Магдалена ДЗЯДЕК (Польша) посетовала, что между Польшей и Беларусью в области оперного искусства пока слабые контакты: «Руководство наших оперных театров старается приглашать зарубежных исполнителей, но пока это в основном артисты из России и Украины. К слову, старая польская оперная школа была построена на украинских голосах. Кажется, несколько лет назад впервые Большой театр оперы Беларуси показал в Быгдоще оперу «Хованщина» Мусоргского».

Что касается уровня конкурсантов, которых пани Дзядек услышала в Минске, то, по ее мнению, среди них было немало талантов, которые приехали из бывших республик Советского Союза. «К сожалению, в Польше нет таких красивых голосов, - призналась Магдалена Дзядек. – Самые талантливые студенты, как правило, уезжают на Запад и не возвращаются, строят там свою карьеру. Поэтому, думаю, если кто-нибудь из польских исполнителей приедет в Минск в следующий раз, то вряд ли дойдет до финала». 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно