22 октября исполняется 76 лет Робертино Лоретти, которого весь мир запомнил подростком с голосом ангела. Или, как еще называли юношу, «голосом Вселенной». Среди самых его известных песен — «Аве Мария», «Ямайка», «Санта Лючия», «Вернись в Сорренто». Aif.ru вспоминает, как певца чуть не сломала слава и как он все же смог устоять перед искушениями.
Проник за «железный занавес»
В конце 50-х — начале 60-х годов, когда наша страна пребывала за «железным занавесом» и зарубежные исполнители почти не звучали на советском радио, солнечный итальянский мальчик был исключением. Его пластинки выходили в СССР гигантскими тиражами. Из окон домов звучала «Ямайка» и «Аве Мария». Однако приехать в Союз на гастроли Лоретти удалось лишь за несколько лет до его развала, в 1989 году. И был он тогда уже не голосистым мальчиком, а солидным опытным певцом.
Тогда же пришло время и развенчать мифы о юном таланте, которые закрепились в СССР.
В разгар популярности Робертино, когда ему было 12-15 лет, советские почитатели таланта юноши только слышали его голос, но не могли видеть его выступлений, в отличие от западных телезрителей. Максимум — на советских пластинках размещали фото Робертино. Впрочем, и это можно считать прорывом.
Одна из версий, почему Лоретти смог пробить огромную брешь в «железном занавесе» в эпоху Хрущева, — юный возраст певца. И то, что его песни не несли пропаганды капиталистического образа жизни. Хотя, если бы кто-то объяснил Хрущеву, о чем песня «Аве Мария», то ее выпуск миллионными тиражами вполне могли запретить. Ведь «Аве Мария» — не что иное, как молитва Богородице, которую поют в храме, а в случае с Лоретти — католическом храме. Можно представить, какой была бы реакция Никиты Сергеевича, если бы он услышал перевод песни:
«Славься, Мария, Небесная Дева!
Госпожа благодати, кроткая мать,
Что всегда принимает горячую молитву!
Не откажи этому моему страдающему сердцу,
Утоли его боль!»
И это Хрущев еще не был в курсе, что первой значимой партией Лоретти в Опере, где он выступал с восьми лет в детском хоре, была партия Ангела.
«Я чувствовал, что рука Бога касается меня»
Когда папа Римский услышал Ангела в исполнении Робертино Лоретти, то пожелал встретиться с вундеркиндом. Лоретти вспоминал:
«Папа спросил: "Кто из вас пел таким ангельским голосом?" Меня подвели к нему. Все сразу же зашептали: "Встань на колени и поцелуй ему руку". Я никогда не забуду этого момента. В течение жизни мне несколько раз доводилось почувствовать, как рука Бога касается меня. Я — человек глубоко верующий и считаю, что все эти моменты были предначертаны мне свыше».
Возможно, что люди знающие создали для Робертино Лоретти мифическую биографию, дабы его песни можно было беспрепятственно выпускать в коммунистическом СССР. К примеру, в советских газетах писали, что отец талантливого юноши — коммунист. В действительности же Робертино появился на свет в патриархальной католической семье. Его отец работал штукатуром. Мальчик был пятым ребенком, а всего их было восемь братьев и сестер. Мама была домохозяйкой. Уникальный голос рано дал о себе знать. В церковном хоре Робертино пел с шести лет. Потом была Римская опера. Мальчик часто выступал в римских кафе, в частности в кафе Grand’Italia. Здесь у него появились первые поклонники, которые не пропускали его выступлений. Мест в кафе для всех желающих не хватало, однажды из-за этого начались беспорядки, и полиции пришлось усмирять почитателей ангельского голоса. «За выступления мне платили 3 тысячи лир в неделю, это сегодняшние 30 евро, — вспоминал Лоретти. — Но посетители мне всегда давали чаевые. Набиралось 10-50 тысяч лир за вечер. Часто приходил один синьор, который давал мне 100 тысяч лир!»
В этом же кафе произошла встреча, которая дала старт мировой карьере Робертино. Туда заглянул датский продюсер Вольмер-Соренсен, который приехал в Рим снимать документальный фильм.
Датчанин, впечатленный голосом юного итальянца, записал его на магнитофон и отправил своим компаньонам в Данию. А уже через две недели он предложил юноше контракт и гастроли в Европе. И колесо закрутилось. За несколько лет тираж проданных пластинок Лоретти перевалил за 70 миллионов.
С частным самолетом, но без велосипеда
«С 12 до 15 лет я ни разу не ездил отдыхать, не знал, что такое каникулы, — рассказывал впоследствии Робертино Лоретти. — Мои гастрольные туры продолжались по пять месяцев и подразумевали два-три концерта в день. У меня были личные вертолет и самолет, а мне хотелось покататься на велосипеде с друзьями. Все-таки есть годы, когда лучше лазать по заборам и бегать по двору с друзьями, чем собирать стадионы и раздавать автографы».
Однако в этом насыщенном гастрольном графике так и не нашлось места для самой большой страны мира — СССР, где в тот момент в каждом дворе из окна звучала пластинка с песней «Джамайка».
Есть версия, что импресарио солнечного итальянца просто побоялись ехать в страну Советов. Посчитав, что возможные риски перевесят коммерческую прибыль, в которой они и так сомневались. Во-первых, покупательская способность советских людей в конце 1950-х годов была в разы меньше, чем у жителей Европы. Плюс никто бы не разрешил певцу пользоваться в СССР частным самолетом. А ещё импресарио всерьез опасался, что его и юную «звезду» могут просто не выпустить назад в Европу. Союз представлялся окружению Лоретти «терра инкогнита», поэтому они решили обойтись без экспериментов.
А в это время миллионы советских людей мечтали попасть на концерт Робертино. Писали в газеты с просьбами организовать приезд солнечного итальянца. В ответ был растиражирован миф о том, что подросток потерял голос. Он бы и рад был приехать, но уже не может петь.
На самом деле голос Лоретти не терял, он и в 60 с лишним продолжал петь. Просто голос по вполне объективным причинам поменялся вместе с перестройкой организма, которую проходит каждый мальчик, превращаясь из юноши во взрослого мужчину. Детский дискант Лоретти превратился в драматический тенор. «Мне тяжело приходилось в тот период, когда менялся мой голос, — признавался Роберто. — Пришлось как бы заново учиться петь. Я чувствовал себя так, будто у меня картофелина во рту. И после моего возвращения на сцену я уже не мог быть лучшим. Без сомнения, были те, кто превосходил меня в пении».
Уходил со сцены на 10 лет
Тем не менее у Роберто осталась часть его поклонников. Он сохранил свою манеру «петь сердцем». Выступал до 35 лет, а потом взял долгий перерыв, почти в десять лет. Вместе с братьями и сестрами открыл ресторан. Лоретти прекрасно готовит. И любит вкусно поесть. Смеется, что по его комплекции это можно сразу определить.
Перерыва в карьере требовали и семейные обстоятельства. После 20 лет совместной жизни певец развелся с супругой. Для католика это был серьезный шаг. Несмотря на популярность и славу, Роберто, по его собственному признанию, никогда не изменял жене. Но у той после смерти отца развились нервная болезнь, которую она «лечила» алкоголем. Это и привело к краху семьи, где выросло двое детей.
Второй женой певца стала стоматолог Маура, она младше Лоретти на 13 лет. Женщина подарила Роберто сына, который выбрал актерскую профессию. «Голос у сына прекрасный, но он сказал, что одного певца на семью хватит», — рассказывал Роберто.
Солнечный итальянский мальчик в свои 76 лет сохранил лучезарную улыбку. Самыми большими потерями в своей жизни называет смерть родителей и трех братьев. Вместе с сестрами он открыл в Риме кафе-мороженое, говорит, что в их семье готовят это лакомство только из натуральных ингредиентов.
Вплоть до последнего времени Роберто, пусть и не часто, но продолжал гастролировать. Большую же часть своего времени он посвящает многочисленной семье — детям, племянникам, внукам. О своей былой славе не скучает, прекрасно понимая, что редко кто из певцов оставил в истории ХХ века такой же след, как он.
А в нашей стране голос зрелого Лоретти открыли в последнюю четверть века — в Россию певец приезжал несколько раз. И зрелый Роберто пришелся по душе русской публике.
«Если голос от Бога, то в любом возрасте он и есть настоящий голос. Браво!!!! Счастья ему, здоровья, добра и долголетия. Робертино, пойте на радость людям», — такие восторженные отклики можно встретить под видео, где Лоретти поет в свои 50-60 лет. Ну, а те, кто запомнил его подростком, ностальгически пишут: «Это незабываемые светлые воспоминания моего счастливого детства». Такова судьба гениального Робертино: он лишился собственного детства, чтобы сделать счастливыми миллионы людей.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть