Кинобиографии известных музыкантов появляются часто, но почти всегда их героями становятся легенды популярной музыки — как, например, Фредди Меркьюри в недавней «Богемской рапсодии» или Элтон Джон в совсем свежем «Рокетмене». Про оперных певцов, разумеется, ленты тоже снимали — в основном документальные, которые и показывали на тематических телеканалах фактически для поклонников их творчества.
Режиссер Рон Ховард решил сделать невозможное — снять об оперном певце документальный фильм, который будет на равных соперничать с лидерами проката. Задача трудная, но не невозможная, тем более что Ховард часто делал фильмы, основанные на реальных событиях — «Аполлон 13», «Игры разума», «Нокдаун», «Фрост против Никсона». Конечно, он не чурался и совсем другого кино — в его фильмографии есть, например, экранизации мистических романов Дэна Брауна, а также он участвовал в завершении сольного фильма о Хане Соло из «Звездных войн». В общем, Ховард — режиссер весьма разносторонний. А в последние годы он увлекся документалистикой, причем документалистикой музыкальной.
В 2013-м он снял «Made in America» («Сделано в Америке») — картину об одноименном фестивале, который организовал рэпер Jay Z; в 2016-м вышел «Битлз: Восемь дней в неделю» — эта лента о легендарной группе принесла Ховарду премию «Грэмми» и несколько престижных номинаций. А его третьим документальным фильмом о музыке стал байопик оперного певца Лучано Паваротти.
Обращение именно к Паваротти вполне оправдано: знаменитый итальянский тенор ничем не уступает Битлам по известности, а в чем-то ливерпульскую четверку и превосходит. Он смог стать популярным в годы расцвета рок- и поп-музыки, вывел оперное искусство за пределы театра — в парки и на стадионы, сделал классические арии не уделом избранных театралов, а массовым увлечением. В общем, добился того, чего не смогли добиться его предшественники. А заодно показал, каким должен быть оперный певец, если он хочет идти в ногу со временем.
Для «Паваротти» Ховард проделал огромную работу. Он сумел поговорить с родственниками и наследниками певца, а также с его коллегами, учениками и сотрудниками, которые рассказали массу интересного о том, каким был легендарный певец на сцене и за её пределами. В фильме участвуют две жены Паваротти — Адуа Верони и Николетта Мантовани, — три его дочери, Пласидо Доминго и Хосе Каррерас (с ними Паваротти делал шоу «Три тенора»), рок-музыкант Боно из группы U2. И многие-многие другие — в картине приведены свидетельства более полусотни человек, лично знавших Лучано Паваротти. Рассказы дополняются архивными кадрами выступлений, домашними видео, фотографиями — и всё это позволяет проследить творческий путь певца и его личную жизнь от рождения в 1935 году и до смерти от рака в 2007-м.
Западные критики, правда, пожурили фильм Ховарда за излишнюю «отполированность» главного героя. Паваротти и в самом деле предстает в байопике излишне идеальным, словно многочисленные скандалы 90-х, связанные в том числе с разводом с первой супругой и женитьбой на совсем молодой девушке, возникли на пустом месте. Но Паваротти, которого представил зрителям Ховард, завораживает. В молодости он похож на растиражированный образ итальянского мафиози, потом он постепенно становится именно тем гением, которого запомнил весь мир. А в поздних видеоврезках можно увидеть совсем другого человека — усталого и раздраженного тем валом негатива, который на него выплеснули недовольные фанаты.
Ховард ведет зрителя от одной вехи биографии певца к другой, ни на секунду не давая расслабиться. Но есть в картине несколько моментов, от которых просто захватывает дух — это исполнение девяти нот до второй октавы в опере Доницетти «Дочка полка» (за это его прозвали «королем верхних до») и первое выступление трех теноров (Паваротти, Доминго и Каррерас) в амфитеатре Рима.
В целом «полированность» легко объяснима. «Паваротти» — это не просто байопик известного (или легендарного) певца, хотя биографию Ховард излагает аккуратно, бережно и временами даже дотошно. Этот фильм скорее пособие «как стать звездой». До определенного момента уделом Паваротти — как и многих его коллег по оперной сцене — были арии в театрах. Театрах, конечно, престижных — вроде Ковент-Гардена, Ла Скала или Метрополитен Опера. Но лишь по настоянию менеджеров и промоутеров он вышел на совершенно другую аудиторию, начал давать сольные концерты, смог спеть, например, в Центральном парке Нью-Йорка для полумиллиона слушателей, и освоить популярные площадки, которые прежде принадлежали исключительно поп-звездам.
Разумеется, Лучано Паваротти был великим тенором безотносительно выступлений на стадионах с рокерами, проекта «Три тенора» или масштабных благотворительных акций. Просто всё это вывело его на совершенно другой, недосягаемый для многих уровень. Так что, может быть, кто-то еще возьмет себе в менеджеры отъявленную «сволочь» (так в фильме) и вовремя ответит на звонок концертного промоутера, который предлагает спеть для непривычной аудитории и на непривычной, но точно не оперной сцене. На такое, конечно, способны не все. Как не все способны стать Паваротти.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть