753

Люби как шпион. Как показаны советские агенты в фильме «Код „Красный“»

Кадр из фильма

Фильм про одну из самых загадочных советских шпионок появился в благодатное время. Феминизм нынче в моде, женские герои востребованы в любом жанре, примеры сериала «Рассказ служанки» или супергеройских фильмов про Чудо-женщину и Капитана Марвел выглядит привлекательно с любой точки зрения — хоть с финансовой, хоть с премиальной. И было делом времени появление шпионских боевиков, основанных на реальных событиях. «Солт» и «Красный воробей» уже были, но там действовали полностью вымышленные героини.

Британские кинематографисты, в принципе, любят снимать про шпионов. У них всегда есть под рукой романы Джона ле Карре, недавние картины про спецслужбу «Kingsman» показали в прокате очень неплохой результат, не стоит забывать и о том, что Джеймс Бонд работал на английскую корону. Да и о своем вкладе в победу над Германией британцы напоминать не стесняются: недаром в 2011 «Король говорит!» получил сразу четыре «Оскара», «Игра в имитацию» едва не принесла «Оскар» Бенедикту Камбербэтчу, а год назад Гэри Олдмен стал лауреатом этой премии за роль Черчилля в фильме «Тёмные времена».

С женщинами в таких фильмах по понятным причинам дело обстоит не так просто, особенно если речь идет о синтезе военной драмы о Второй мировой и шпионской истории. Но создатели фильма «Код „Красный“» нашли своего персонажа, хотя и с сомнительным прошлым.

Прототипом главной героини картины стала Мелита Норвуд, дочь эмигранта из Латвии, убежденная коммунистка, которая около сорока лет передавала в СССР различные секретные сведения, в том числе и о проводимых в Англии исследованиях по ядерной программе. Раскрыли Норвуд уже в конце девяностых, когда она давно отошла от дел. Ее так и не судили в силу почтенного возраста: Норвуд к тому времени было уже 87 лет. Она умерла в 2005 году на 94-м году жизни. В СССР агент под кодовым именем «Хола» считалась очень ценным источником информации: она с начала тридцатых работала секретарем-референтом в Британской ассоциации научных исследований в области цветных металлов, через её руки проходила вся документация этой организации. Особую ценность для страны Советов Норвуд приобрела, когда ассоциация, в которой она работала, стала частью британского ядерного проекта. Не исключено, что сведения, добытые миссис Норвуд, помогли провести испытания советской атомной бомбы уже в 1949 году, а не позже. Английская бомба, кстати, была испытана лишь через три года, в 1952.

При этом Мелита Норвуд работала не за деньги, а за совесть. Она была убежденной коммунисткой, в тридцатые годы вступила в Компартию Великобритании, а после разоблачения заявила, что передавала секретные сведения в СССР, чтобы помочь предотвратить поражение первого социалистического государства. У нее не было полноценного технического образования (она недолго училась в университете Саутгемптона), возможно, она даже не понимала, какие именно сведения передает советской разведке, но факт остается фактом: этого агента в КГБ ценили едва ли не выше знаменитой Кембриджской пятерки.

Впрочем, фильм «Код „Красный“» поставлен не по реальной биографии Мелиты Норвуд, а по ее романтизированной версии: в основу сценария легла вышедшая в 2013 году книга британской писательницы Дженни Руни «Красная Джоан».

Героиня картины носит имя Джоан (Софи Куксон, известная по участию в «Kingsman»), она училась в Кембриже на физика, а после получения диплома с отличием устраивается ассистенткой в компанию, которая занимается секретными исследованиями. Но ее босс Макс (Стивен Кэмпбелл Мур) замечает высокий интеллект своей секретарши и начинает советоваться с ней по различным рабочим вопросам. Замуж, правда, не зовет: он уже женат, и жена не дает ему развода.

Кадр из фильма

У Джоан, впрочем, тоже есть возлюбленный: коммунист Лео (Том Хьюз), ради которого она оказывается в социалистической ячейке и ходит на собрания Коммунистической партии. Лео уговаривает возлюбленную работать на советскую разведку. Связной становится его сестра Соня (чешская актриса Тереза Србова). Джоан соглашается не сразу, а лишь после того, как узнает об угрозе войны, которая обязательно случится, если атомная бомба будет только у стран Запада. И, когда уже пожилую Джоан (заслуженная Джуди Денч) арестовывают, она объясняет полиции и прессе, что войну удалось предотвратить лишь благодаря ее усилиям.

Конечно, Джоан — это далеко не Мелита Норвуд. Авторы британского фильма не могли признать, что их секретные службы проспали шпиона прямо под своим носом, как было в реальной истории. Норвуд не раз оказывалась под подозрением, но даже ее членство в Компартии никого до поры до времени не смущало. Если бы не предатель, раскрывший сеть агентов СССР в Британии, никто бы до сих пор не знал, кто скрывается под псевдонимом «Хола».

Джуди Денч.
Джуди Денч. Кадр из фильма

Поставил «Код „Красный“» Тревор Нанн, который больше известен как театральный режиссер, работавший на Бродвее и в театрах Вест-Энда: у него много наград за постановки шекспировских пьес и различных мюзиклов. Фильм действительно напоминает мюзикл, правда, без песен и танцев, поскольку со шпионами шутки шутить не стоит. Но любви в картине много.

Влюбившись в Лео, Джоан начала сотрудничать с советской разведкой. Когда перед ней встал выбор, — продолжить нелегальную деятельность или же освободить Макса — она без колебаний выбрала любимого. Мотивы и для того, и для другого поступка у нее самые возвышенные: счастье для человечества и прочее всеобщее благо. Но в целом фильм показывает, как опасна недооценка простых и незаметных женщин, которые просто выполняют рутинную работу. Ведь именно они знают все секреты слишком гордых, чтобы уметь печатать на машинке, мужчин.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно