76

Эра Григоровича. Был вовлечен в дела балетные и работал до последних дней

"Аргументы и факты" в Беларуси № 21. Дикие цветы 27/05/2025
Григорович создал восемь оригинальных балетов, сделал редакции почти всех классических постановок, ставших основой репертуара Большого театра.
Григорович создал восемь оригинальных балетов, сделал редакции почти всех классических постановок, ставших основой репертуара Большого театра. АиФ

19 мая ушел из жизни выдающийся хореограф ХХ века, чье имя неотделимо от классического танца. Говоришь - Григорович, подразумеваешь - балет... Он не дожил до своего 100-летнего юбилея год и семь месяцев...

На майские праздники Юрия Николаевича положили в больницу: лечиться он не любил, но врачи диагностировали пневмонию и настояли на госпитализации. Он был бодр и до последнего принимал активное участие в делах балетных. Ему звонили коллеги, его навещали. Да и от постановок он не отошёл. Через несколько недель в Башкирском театре оперы и балета должна состояться премьера балета «Раймонда». В Китае ждут «Спящую красавицу».

Балеты Григоровича видели в Болгарии, Чехословакии, Австрии, Италии, Франции. Дважды ставился в Парижской опере «Иван Грозный». Там же впервые показали «Ромео и Джульетту».

Про спектакль «Щелкунчик» и говорить не приходится! В Большом театре в Москве Григорович поставил его ещё в 1966-м! И он идет до сих пор! В одном из последних интервью в конце 2024-го хореограф даже поделился услышанной шуткой по поводу аукционов по продаже билетов на «Щелкунчика»: «Один балет - один биткоин. Я почти растерян».

Григорович создал восемь оригинальных балетов, сделал редакции почти всех классических постановок, ставших основой репертуара Большого театра. А в ГАБТе Юрий Григорович служил главным балетмейстером больше 30 лет, с 2008-го являлся штатным хореографом. Три его десятилетия там получили названия «эры Григоровича» и «золотого века Большого театра».

В ТЕМУ
Известного хореографа часто обвиняли в том, что он пользуется данной ему властью и не пускает на столичную сцену других хореографов, опасаясь конкуренции. А его смелое решение отправить на заслуженный отдых плеяду выдающихся танцовщиков, среди которых, кстати, была не только легендарная Майя Плисецкая, но и жена самого Григоровича Наталия Бессмертнова, вызвало огромный скандал.

Насыщенная жизнь

«У меня была очень бурная, насыщенная событиями жизнь», — рассказывал в интервью «АиФ» хореограф. Свой первый балет он поставил через год после окончания Ленинградского хореографического училища. Ему было 20 лет, а его балет «Аистёнок» и ряд других постановок уже заметили профессионалы.

Слава о талантливом молодом человеке быстро дошла до руководства Театра оперы и балета им. С. М. Кирова (так долгое время назывался Мариинский театр). В 1957 г. на сцене легендарной Мариинки Григоровичу доверяют поставить «Каменный цветок» Прокофьева. Публика приняла работу очень тепло. Два года спустя этот же балет был с успехом показан уже в Москве, на сцене Большого.

В 1961 г. хореограф вновь сумел покорить зрителей: его постановка «Легенда о любви» после премьеры в Северной столице тоже «переехала в Москву». К этому моменту переехал и сам Григорович — он занял пост главного балетмейстера Большого театра, на котором оставался вплоть до 1995 г.

На столичной сцене каждая работа Григоровича сопровождалась успехом, хотя подступиться к некоторым шедеврам ему было нелегко. Хореограф испытывал огромное желание поставить балет «Спартак». Однако выступать с подобным предложением не решался, ведь до него над постановкой трудились легендарные Якобсон и Моисеев.

К счастью, помог случай. Директор Большого театра Михаил Чулаки однажды посетовал, что «Спартака» нет в актуальном репертуаре. Григорович вызвался решить этот вопрос, поговорив с Моисеевым о возможной постановке. Но тот заявил, что у него катастрофически нет времени для столь масштабной работы. Вернувшись к руководству Большого с отказом Моисеева, Григорович услышал: «Кто у нас главный балетмейстер? Вот вы и делайте». То, что нужно было Григоровичу. Эта постановка признается шедевром, в главных ролях блистали Марис Лиепа и Владимир Васильев.

Увы, работа в Большом театре сопряжена не только с творческими победами. Григоровичу приходилось решать множество других задач, а еще учиться не замечать критику… Расставание с Большим театром после 30 лет работы далось Григоровичу нелегко. Но он чувствовал, что с каждым годом работать становится все тяжелее, а потому решил сам написать заявление об уходе.

Конечно, после увольнения у хореографа началась совсем другая, но не менее насыщенная жизнь. Будучи главным балетмейстером, он отказывался от многих предложений по работе, однако, когда в истории с Большим театром была поставлена жирная точка, Григорович стал отзываться на приглашения. Он делал постановки в Риме, Сеуле, Праге, Париже и других городах.

Балерина Наталия Бессмертнова не только вдохновляла супруга, но и заботилась о нем.
Балерина Наталия Бессмертнова не только вдохновляла супруга, но и заботилась о нем. Фото: АиФ

Вместе до конца

Благодаря миру балета хореограф нашел и личное счастье - со своей супругой Наталией Бессмертновой он познакомился, разумеется, в стенах Большого. Но чувства между ними вспыхнули не сразу. После очередного класса, где танцовщица вместе с Ниной Сорокиной отрабатывала партию Лейли из балета «Лейли и Меджнун», они с коллегой сели на ступеньках лестницы и увлеченно о чем-то болтали. Вдруг перед ними возник молодой человек в джинсах и футболке. Он ловко перескочил через девушек и быстро побежал дальше. Наташа спросила, кто это. А когда узнала, что это «главный», сильно удивилась, ведь она представляла его себе совсем иначе.

Григорович долго не обращал никакого внимания на балерину. Все изменилось во время гастролей труппы в США, которые состоялись в 1968 г. Когда они вернулись в Москву, весь театр уже обсуждал бурный роман хореографа и танцовщицы и делал свои прогнозы, как долго просуществует эта пара. Большинство из них, естественно, были пессимистичными. Мало кто мог представить, что они поженятся в том же году и останутся вместе до самой смерти Наталии Игоревны.

Балерина не только вдохновляла супруга, но и заботилась о нем. Несмотря на постоянную занятость в театре, Бессмертнова делала все, чтобы муж абсолютно не отвлекался на бытовые проблемы. В одном интервью она заметила с улыбкой, мол, даже если Григорович захочет есть, а ее поблизости не окажется, максимум, что он может сделать, - это проткнуть сырое яйцо и выпить его. Ведь даже яичница для маэстро была бы слишком сложна в исполнении.

В 2008 г. в жизни балетмейстера произошла трагедия. Когда он был на гастролях в Корее, после продолжительной болезни скончалась его муза — Наталия Игоревна. Пережить очередной удар судьбы Григоровичу помогла работа. В этом же году после длительного перерыва он вернулся на сцену Большого в качестве штатного хореографа балетной труппы.

…В последние годы круг общения хореографа заметно сузился. «Иных уж нет, а те далече», - говорил Юрий Николаевич, имея в виду и любимую собаку. Он даже перестал отмечать день рождения. Хотя в прежние времена в его квартире «полтеатра болталось»... Но главное, что до конца было в его жизни, – любимая работа…

Вот это да!

Юрий Григорович не просто так пошёл в балетное училище. Дело в том, что его семья и так уже была связана с балетом: дядей Юрия Николаевича был знаменитый дореволюционный артист Григорий Розай. Вместе с друзьями, в числе которых был Михаил Фокин, они сформировали репертуар Мариинки. Григорий Альфредович не дождался племянника — умер в 1917 г.

 

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно