19 мая ушел из жизни выдающийся хореограф ХХ века, чье имя неотделимо от классического танца. Говоришь - Григорович, подразумеваешь - балет... Он не дожил до своего 100-летнего юбилея год и семь месяцев...
На майские праздники Юрия Николаевича положили в больницу: лечиться он не любил, но врачи диагностировали пневмонию и настояли на госпитализации. Он был бодр и до последнего принимал активное участие в делах балетных. Ему звонили коллеги, его навещали. Да и от постановок он не отошёл. Через несколько недель в Башкирском театре оперы и балета должна состояться премьера балета «Раймонда». В Китае ждут «Спящую красавицу».
Балеты Григоровича видели в Болгарии, Чехословакии, Австрии, Италии, Франции. Дважды ставился в Парижской опере «Иван Грозный». Там же впервые показали «Ромео и Джульетту».
Про спектакль «Щелкунчик» и говорить не приходится! В Большом театре в Москве Григорович поставил его ещё в 1966-м! И он идет до сих пор! В одном из последних интервью в конце 2024-го хореограф даже поделился услышанной шуткой по поводу аукционов по продаже билетов на «Щелкунчика»: «Один балет - один биткоин. Я почти растерян».
Григорович создал восемь оригинальных балетов, сделал редакции почти всех классических постановок, ставших основой репертуара Большого театра. А в ГАБТе Юрий Григорович служил главным балетмейстером больше 30 лет, с 2008-го являлся штатным хореографом. Три его десятилетия там получили названия «эры Григоровича» и «золотого века Большого театра».
Насыщенная жизнь
«У меня была очень бурная, насыщенная событиями жизнь», — рассказывал в интервью «АиФ» хореограф. Свой первый балет он поставил через год после окончания Ленинградского хореографического училища. Ему было 20 лет, а его балет «Аистёнок» и ряд других постановок уже заметили профессионалы.
Слава о талантливом молодом человеке быстро дошла до руководства Театра оперы и балета им. С. М. Кирова (так долгое время назывался Мариинский театр). В 1957 г. на сцене легендарной Мариинки Григоровичу доверяют поставить «Каменный цветок» Прокофьева. Публика приняла работу очень тепло. Два года спустя этот же балет был с успехом показан уже в Москве, на сцене Большого.
В 1961 г. хореограф вновь сумел покорить зрителей: его постановка «Легенда о любви» после премьеры в Северной столице тоже «переехала в Москву». К этому моменту переехал и сам Григорович — он занял пост главного балетмейстера Большого театра, на котором оставался вплоть до 1995 г.
На столичной сцене каждая работа Григоровича сопровождалась успехом, хотя подступиться к некоторым шедеврам ему было нелегко. Хореограф испытывал огромное желание поставить балет «Спартак». Однако выступать с подобным предложением не решался, ведь до него над постановкой трудились легендарные Якобсон и Моисеев.
К счастью, помог случай. Директор Большого театра Михаил Чулаки однажды посетовал, что «Спартака» нет в актуальном репертуаре. Григорович вызвался решить этот вопрос, поговорив с Моисеевым о возможной постановке. Но тот заявил, что у него катастрофически нет времени для столь масштабной работы. Вернувшись к руководству Большого с отказом Моисеева, Григорович услышал: «Кто у нас главный балетмейстер? Вот вы и делайте». То, что нужно было Григоровичу. Эта постановка признается шедевром, в главных ролях блистали Марис Лиепа и Владимир Васильев.
Увы, работа в Большом театре сопряжена не только с творческими победами. Григоровичу приходилось решать множество других задач, а еще учиться не замечать критику… Расставание с Большим театром после 30 лет работы далось Григоровичу нелегко. Но он чувствовал, что с каждым годом работать становится все тяжелее, а потому решил сам написать заявление об уходе.
Конечно, после увольнения у хореографа началась совсем другая, но не менее насыщенная жизнь. Будучи главным балетмейстером, он отказывался от многих предложений по работе, однако, когда в истории с Большим театром была поставлена жирная точка, Григорович стал отзываться на приглашения. Он делал постановки в Риме, Сеуле, Праге, Париже и других городах.
Вместе до конца
Благодаря миру балета хореограф нашел и личное счастье - со своей супругой Наталией Бессмертновой он познакомился, разумеется, в стенах Большого. Но чувства между ними вспыхнули не сразу. После очередного класса, где танцовщица вместе с Ниной Сорокиной отрабатывала партию Лейли из балета «Лейли и Меджнун», они с коллегой сели на ступеньках лестницы и увлеченно о чем-то болтали. Вдруг перед ними возник молодой человек в джинсах и футболке. Он ловко перескочил через девушек и быстро побежал дальше. Наташа спросила, кто это. А когда узнала, что это «главный», сильно удивилась, ведь она представляла его себе совсем иначе.
Григорович долго не обращал никакого внимания на балерину. Все изменилось во время гастролей труппы в США, которые состоялись в 1968 г. Когда они вернулись в Москву, весь театр уже обсуждал бурный роман хореографа и танцовщицы и делал свои прогнозы, как долго просуществует эта пара. Большинство из них, естественно, были пессимистичными. Мало кто мог представить, что они поженятся в том же году и останутся вместе до самой смерти Наталии Игоревны.
Балерина не только вдохновляла супруга, но и заботилась о нем. Несмотря на постоянную занятость в театре, Бессмертнова делала все, чтобы муж абсолютно не отвлекался на бытовые проблемы. В одном интервью она заметила с улыбкой, мол, даже если Григорович захочет есть, а ее поблизости не окажется, максимум, что он может сделать, - это проткнуть сырое яйцо и выпить его. Ведь даже яичница для маэстро была бы слишком сложна в исполнении.
В 2008 г. в жизни балетмейстера произошла трагедия. Когда он был на гастролях в Корее, после продолжительной болезни скончалась его муза — Наталия Игоревна. Пережить очередной удар судьбы Григоровичу помогла работа. В этом же году после длительного перерыва он вернулся на сцену Большого в качестве штатного хореографа балетной труппы.
…В последние годы круг общения хореографа заметно сузился. «Иных уж нет, а те далече», - говорил Юрий Николаевич, имея в виду и любимую собаку. Он даже перестал отмечать день рождения. Хотя в прежние времена в его квартире «полтеатра болталось»... Но главное, что до конца было в его жизни, – любимая работа…
Вот это да!
Юрий Григорович не просто так пошёл в балетное училище. Дело в том, что его семья и так уже была связана с балетом: дядей Юрия Николаевича был знаменитый дореволюционный артист Григорий Розай. Вместе с друзьями, в числе которых был Михаил Фокин, они сформировали репертуар Мариинки. Григорий Альфредович не дождался племянника — умер в 1917 г.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть