7202

Дубрава, Дуброва, Дубровно. Откуда пошли уникальные поэтические названия

№ 41 от 8 октября 2014 года 08/10/2014

123

41-32-3Рана на голове болела нестерпимо. Богодан, собрав последние силы, направил челн к берегу и увидел, что приблизился к руслу небольшой речушки, которая втекала в Днепр. По ее берегам стояли дубы, один выше другого. Сменив весло на шест, Богодан попытался войти в речку, челн наскочил на корягу, и Богодан свалился в воду. Очнулся от прикосновения к лицу. Он потянулся за мечом, но услышал тихий девичий смех.

- Лежи, воин. И меч твой, и щит сейчас тебе не нужны. Не поднять тебе их. Посекли тебя сильно. Три дня глаз не открывал. Травы да родниковая вода успокоили рану. Теперь будешь жить.

Побег от князя

Выхаживала девушка Людомила неизвестного воина несколько дней. Потом рассказала о своей жизни не таясь.

- Живем с дедушкой. Зовут его Бажен. Отца и мать увели в полон разбойные люди. Мы с дедушкой жили в селении за Смоленском, у самого Днепра. Но очень жаден был князь, а еще хуже были его прислужники. Земля не родит, а князю плати. Собрались мы однажды, сели с пожитками в челн. Донесла река до этих мест. Ни князя здесь нет, ни его слуг. Живем себе в дубраве. Дубы силу дают. Укрывают нас от лихих глаз. Тут еще одна речка есть. Меж собой зовем ее Свинкой: на берегах в камышах много лежбищ кабанов. А как ты сюда попал?

41-32-2- Шли мы с моим князем от самого Мурома в Киев. Весть он получил: захворал его отец, что в Киеве княжил. Прибежал от брата князя Ярослава гонец, слова горькие передал. Ярослав сказал: «Не ходи, отец умер, а брата твоего Святополк убил». А еще предупредил, что надо опасаться и Глебу, как бы не налетела дружина Святополка. Очень горевал Глеб по Борису. И все никак не мог поверить, что такое мог совершить их брат Святополк из-за волостей, которые выделил им отец. И зря не верил. Люди Святополка добрались до Смядыни, где мы остановились. Подручный князя Горясер привел сюда крепких, злее самых злых собак волчьей породы, воинов. Пока мы бились, повар Торчин пробрался к князю и зарезал Глеба тем же ножом, каким резал туши кабанов и лосей. Досталось, как видишь, и мне.

- Оставайся в нашей дубраве. Навоевался. Зверья тут всякого много, рыбы. Прокормишься. Ты ведь из сирот?

- Догадливая. Богоданом меня назвали приемные родители.

- Подумай своей битой головой. Может, ты мне Богом дан. И я тебе. Хорошо с тобой будет охотиться. Избу вместе построим. Вон какие дубы нас ждут.

И остался Богодан в дубраве вместе с Людомилой и ее дедом.

Первые поселенцы

А потом среди дубов объявились парень и девушка, сбежавшие из Рши, что ниже по Днепру. Тамошний воевода глаз на девушку положил, а парня грозился в сруб бросить. В тюрьму, значит. Остановились здесь и несколько семей из-под Смоленска: их родные места пожгли, разграбили налетевшие степняки. А смоленский воевода, присвоивший себе все леса вокруг, затребовал такую плату за лес для изб, что стало невмоготу. В землянках зиму пережили, едва не замерзли.

Люди жили дружно, помогая друг другу во всех делах. Звали свое поселение жители Дубравой, Дубровой, Дубровинкой, Дубравной. И не прав был один из летописцев того времени, записавший в своей грамоте, что есть где-то на Днепре «земля пустая дубровенская». Не были пустыми дубовые леса. Жили там люди. Уже через 120 лет в летописи это место упоминается как город.

Недолго жили дубровенцы вольной жизнью. Присвоили их землю киевские князья. Было Дубровно и во власти великого князя литовского Казимира. Подарил он Дубровно и земли вокруг смоленскому наместнику Юрию Глебовичу. А когда Речь Посполитую разделили, Екатерина II, тоже щедрая душа за чужой счет, подарила Дубровно своему любовнику Потемкину. Нелегко жилось дубровенцам во все времена. Не было той войны, которая не оставила бы здесь своих следов.

Стоит этот скромный город по обеим сторонам Днепра. И продолжает бежать здесь речка Свинка. Течет Задубровенка. Наверное, не в каждом городе так много улиц носят имена соседних городов. Оршанская, Шкловская, Горецкая, Витебская… Может, это еще и память о первых переселенцах, которые пришли из тех краев?

Виктор Круковский, Минск

***

У Год культуры мы вырашылі, што галасы нашых продкаў не могуць змоўкнуць назаўсёды і што казкі павінны гучаць і перадавацца далей з вуснаў у вусны. Мы запрасілі да ўдзелу ў праекце 10 вядомых асобаў, якія сталі галасамі «Краязнаўчых казак» «АіФ».

kartinka

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно