Как же, «обнажёнка» и соитие в кадре! 55 млн человек посмотрели тогда этот фильм - историю простой рабочей семьи из СССР «разлива» 80-х годов, с разладом родителей и детей, с любовью юной Веры, с её попыткой самоубийства, после того как её отец едва не убил её друга Сергея.
24-летняя Наталья Негода, сыгравшая главную роль, тогда проснулась знаменитой: после московского ТЮЗа, где ей давали роли зверюшек, - награда «лучшей актрисе года», международные гран-при, фотосессия для «Плейбоя», титул «секс-символ перестройки», съёмки в Голливуде и, наконец, переезд в Штаты. «Маленькая Вера» произвела в популярнейшего «секс-героя» и 25-летнего Андрея Соколова, сыгравшего красавца Сергея. И стала стремительным стартом для главных авторов, дебютантов, супругов - сценаристки Марии Хмелик и режиссёра Василия Пичула.
А вождь ушёл
У кинотеатров тогда выстраивались длинные очереди, с давкой и потасовками. Пичул вспоминал, как однажды ему пришлось лично вытаскивать в Ленинграде из толпы у касс старичка-ветерана, который на вопрос, куда он-то рвётся, ответил: «Прежде чем умереть, я должен это увидеть!» Так что же, собственно, «это»? Мелькнувшая пару раз голенькая фигурка тоненькой загорелой девчонки - Веры? Полутораминутная сцена «занятий любовью»? Сниматься в роковой сцене и актёр, и актриса (на съёмках друг с другом не поладившие) стеснялись: они же были комсомольцами. В кинозалах раздавались крики «Позор!».
Сам Горбачёв, по слухам, демонстративно покинул просмотр, устроенный «в верхах». Молодых режиссёра и сценаристку обвинили в очернении советской молодёжи. А в народ ушла эпиграмма: «Сегодня всё разрешено, что раньше было не положено, и под застойное кино секс-бомба наконец подложена».
Но!.. Шокирующая репутация фильма заслонила и заслоняет от многих главное его достоинство, смысл и суть его как настоящего, а вовсе не однодневного произведения киноискусства. Честного, пронзительно-правдивого, с сердечной болью, горечью и сочувствием. Быть может, «Маленькая Вера» - это картина не столько о молодых, сколько о родителях. И трагедия, разыгравшаяся в ней, - это их трагедия.
Огромная заслуга здесь актёров старшего поколения - Людмилы Зайцевой и Юрия Назарова, сыгравших мать и отца Веры. И Зайцевой, и Назарову сценарий не понравился, поначалу сниматься оба не хотели. В итоге эти роли у Зайцевой и Назарова - одни из лучших в их актёрских биографиях. А изменённый финал фильма - внезапная смерть отца (по сценарию, отравившись, умирала всё-таки Вера) - воспринимается едва ли не более трагичным. И логичным: что может быть страшнее для отца, если дочь по его вине, пусть и непреднамеренной, пытается уйти из жизни?
Жизнь без…
«Маленькую Веру» воспринимали неоднозначно. Кто-то, оскорблённый ошеломляющей правдой, счёл фильм клеветой на «простого рабочего» человека. Но иные почувствовали в фильме главное - боль, горькую нежность, сочувствие ко всем без исключения героям. К родителям, этим «маленьким людям»: они не живут - выживают, бьются за свою бессмысленную жизнь, вкалывая, тупея от суеты и усталости, быта, таща в дом, что придётся.
Зачем? Чтобы после слышать от сына: «Господи, как же вы мне надоели!» Лишь бы «дом - полная чаша». Лишь бы «всё как у людей». Всё - для детей. А что «всё»? Квартирка-малометражка с балконом, «залой» и сервантом с посудой, с кухней, уставленной бутылками с «заграничными» этикетками и самогонкой или разведённым спиртом внутри, с рядами банок с соленьями и вареньями, с горой грязной посуды в треснутой раковине. А из приёмника на облупленной стенке - гимн Советского Союза… Всё - правда, только жить-то как? Дело ведь не в отсутствии или наличии денег, продуктов, шмоток, обустроенного быта - дело в отсутствии того самого «оправдания буден», которое единственно и есть смысл жизни. Оправдания любовью. Верой.
Не понимать, не уметь любить, слышать и слушать друг друга. Жить лишь внешним, без всякого света, полёта не наяву, так во сне, с бездомной, тёмной душой… Разве всё это невозможно и сегодня в каком-нибудь канадском или французском городе и у нас, хоть бы и на Рублёвке?
Кажется, что в «Маленькой Вере» никто никого не любит, что это фильм не о любви - о нелюбви. Но это не так: здесь любят как умеют. Родители - лишь бы дети были сыты. И воспитывают как умеют: «Береги честь смолоду, не кури, слушайся родителей». И в этом убогом, обездушенном мире с безлюбой любовью «ниже пояса», в тесной 5-метровой кухне среди банок и кастрюль разворачиваются поистине шекспировские страсти. Но любит здесь этот маленький зверёныш, эта дикарка Вера, глупая, отвязная, невежественная, - тоже как умеет. Инстинктом животным чуя, где зло, где добро, что правда, что ложь. Она любит. Буквально - до смерти. Как ни странно, лучик надежды пробивается в этом «тёмном царстве», когда в финале, сбежав из больницы, вернулся раненый Сергей, почуяв беду. Когда он бережно поднял с пола детское фото «маленькой Веры» с бантом над подстриженной чёлкой. И аккуратно поставил обратно, за стекло.
Автор: Марина Мурзина



Чтобы помнили. 30 лет назад на экраны вышел фильм «Иди и смотри»
«Моё лицо похоже на противогаз». За что зрители обожали Савелия Крамарова?
Оказалось, у невесты трое детей… Как любимец Гайдая своё счастье нашёл
4 детей, 3 мужа и недоразумение. Арифметика судьбы Евгении Добровольской
Черные пятна на белом солнце. За что травили режиссера Мотыля?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть