32812

Белорусская анимация жива!

№ 31 от 3 августа 2011 года 03/08/2011

Наверное, нашей белорусской анимации предстоит пройти долгий путь, чтобы достучаться до проката и телевидения. Но хочется верить, что такие мультфильмы как «Птаха» (притча о любви и привязанности) Александра Ленкина или «Было лето» (интересная вариация известной сказки) Ирины Кодюковой займут видные места в личных видеотеках белорусов.

Аниматоры сразу предупреждают: «Вопросы, почему белорусские мультфильмы нигде нельзя увидеть, надо задавать не нам. Мы всего лишь творцы!» Действительно, творец должен творить, а продвижение результатов его творчества - это занятие совершенно других, специально обученных людей. Но мы сегодня хотим поговорить не о проблемах проката, где нет места работам студии мультипликационных фильмов Национальной киностудии «Беларусьфильм», а рассказать читателям о том, что создают наши аниматоры. К вашему удивлению, это достойные работы с индивидуальным авторским почерком. Возможно, не для массового зрителя, но, с другой стороны, сколько уже можно снимать, как под копирку, мультсериалы с шаблонными «комиксовыми» героями и схематичными сюжетами?

Как часто у нас любят сетовать: нет своего, белорусского, самобытного, самоидентификационного. Позвольте, те, кто так утверждает, знакомы с творчеством белорусского мультипликатора Михаила Тумели? Прекрасную анимацию «Беларускія прымаўкі» хоть сейчас можно тиражировать под брэндом «Визитка Беларуси» и продавать в сувенирных лавках: уверена на сто процентов, что у иностранцев пойдет на «ура». Не менее интересна задумка режиссера Игоря Волчека - мультипликационный цикл «Аповесць мінулых гадоў», где в каждой серии рассказывается про гербы белорусских городов. Идея про национальный сувенир лежит на поверхности, так что можете брать на вооружение.

«Мы можем все»

- Вообще-то, мы способны делать не только так называемое авторское фестивальное кино, но и коммерческие картины, рассчитанные на массового зрителя, широкую аудиторию, - парирует вопрос, почему белорусские аниматоры не могут создать кассовый мультсериал, режиссер Александр ЛЕНКИН. - Диапазон наших творческих идей достаточно широк, например, среди моих работ есть не только «Птаха», но  и двухсерийный мультипликационный фильм для детей «Рыбка по имени Нельзя». Технологии нам тоже все подвластны, поэтому проблемы именно в творческих кадрах нет: мы даже, если бы возникла идея 3D-анимации, нашли бы и деньги, и технику, и специалистов. Но для этого вся наша неповоротливая структура должна стать гибче.

- Как распределяются темы?

- Обычно режиссеры сами предлагают свои идеи и сами пишут сценарии для своих работ.

Директор студии мультипликационных фильмов Сергей СЫЧЕВ, в свою очередь, оперирует фактами:

- У нас есть опыт создания анимационных сериалов. Александр Ленкин, в частности, снимал совместно с российскими коллегами мультфильм «Реактивный поросенок». Успешная картина, в целом 60 минут экранного времени. А Игорь Волчек заканчивает работу над сериалом «Нестерка».

С каждым годом объем производства растет, расширяется творческий коллектив: у нас молодые, активные режиссеры, которые хотят работать - и делают это профессионально.

ЦИФРЫ

В 2009 году белорусские аниматоры сняли в целом 40 минут мультфильмов; в 2010 году - 66 минут; в 2011 году планируется 81 минута.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно