1320

Зеленый, большой, злой. Как создавался «Шрек»

«Шрек», 2001 год.
«Шрек», 2001 год. Кадр из мультфильма

К концу 1990-х доминирование компании Disney на рынке полнометражной анимации всерьез пошатнулось. Студия Pixar уже поразила детвору всего мира своей «Историей игрушек» и даже выпустила вторую часть, кинокомпания DreamWorks Pictures, недавно созданная Стивеном Спилбергом, активно развивала своё анимационное подразделение и создала вполне прибыльные фильмы «Муравей Антц», «Принц Египта» и «Побег из курятника». Конечно, эти проекты ещё не могли заработать почти миллиард долларов, как диснеевский «Король Лев», но стремились к этому изо всех сил. И первым шагом к этому стал «Шрек» — мультфильм от той же DreamWorks Animation, который вышел в прокат 18 мая 2001 года. Ровно 20 лет назад.

Сказка, рассказанная стариком

«Шрек» родился из небольшой иллюстрированной сказки, написанной Уильямом Стейгом — художником-мультипликатором, который больше известен как детский писатель. Из-под его пера вышло множество книг для детей, самой известной из которых и была история молодого, зеленого и страшного на вид огра, живущего на болоте. Сказка была небольшой — всего 32 страницы, — иллюстрации к ней нарисовал сам Стейг, а написал он её в 1990 году, когда ему уже было 83 года. Писатель умер в 2003 году, спустя 2 года после выхода фильма по его книге.

Сказка «Шрек!» (название происходит от немецкого слова «страх») сразу стала популярной, так что немудрено, что на неё обратили пристальное внимание кинематографисты. Спилберг купил права на экранизацию уже в 1991 году и собирался сделать обычный двухмерный рисованный мультфильм через свою кинокомпанию Amblin, а на главные роли — Шрека и Осла соответственно — пригласить Билла Мюррея и Стива Мартина. Но этот проект застопорился и потом перешел по наследству к DreamWorks. Про Мюррея и Мартина уже не вспоминали.

Не хочу быть огром

По легенде студия дала зеленый свет экранизации «Шрека» благодаря детям продюсера Джона Г. Уильямса, которые искренне полюбили сказку и не раз её перечитывали. Скорее всего, история была намного более сложной, но примерно с середины 1990-х над этим проектом началась серьезная работа. Правда, поначалу продюсеры собирались делать игровой фильм с анимационным вставками, но после тестовых просмотров отказались от этой идеи. «Шрек» стал полностью компьютерным.

Как ни странно, чуть ли не больше всего проблем доставил кастинг. На роль Шрека (вернее, голос) рассматривались Том Круз и Леонардо Ди Каприо, но предложение сделали Николасу Кейджу, который, впрочем, отказался. «Я просто не хотел выглядеть как огр», — рассказывал актер в интервью Daily Mail. Он признавал, что, возможно, слишком поспешил с этим решением. Роль в итоге ушла 33-летнему комику Крису Фарли, который успел озвучить большую часть реплик, но умер в самый разгар работы. Его и заменил Майк Майерс, который предложил использовать шотландский акцент. Предложение приняли, хотя это потребовало дополнительного времени и немалых денег на полную переозвучку. Любопытно, что Майерс оставался в неведении о проделанной Фарли работе много лет и узнал о ней лишь в 2012 году.

Спасение для DreamWorks

Вообще, первый официальный показ «Шрека» состоялся ещё в апреле. Потом премьера фильма прошла на Каннском кинофестивале — и лишь затем он добрался до проката, чтобы заработать во всем мире весьма солидные $484 млн. Для картины с бюджетом в $60 млн это был очень хороший результат. Один из продюсеров «Шрека» и основателей DreamWorks Джеффри Катценберг позже признавался, что этот успех спас кинокомпанию и позволил ей создать целую франшизу про приключения страшного зеленого огра (пятая часть может выйти в 2022 году), а также снять несколько серий «Мадагаскара», «Кунг-фу панды» и «Как приручить дракона».

Но первыми (после создателей, конечно) «Шрека» увидели юристы DreamWorks. Дело в том, что фильм был наполнен отсылками к различным диснеевским анимационным сказкам, а компания Disney всегда строго стояла на страже своих интересов. Кроме того, тот же Катценберг раньше работал как раз в Disney и находился в конфликте с одним из диснеевских боссов. Впрочем, обошлось без судебных исков, но мелкая месть всё же имела место: некоторые филиалы Radio Disney отказались рекламировать «Шрека». Но это уже ни на что не повлияло.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно