Кинематографу не слишком часто удается создать настоящую легенду. Джордж Лукас придумал «Звездные войны», Джеймс Кэмерон подарил зрителям «Терминатора» (а позже и «Аватара»), Ридли Скотт отметился «Чужими». Сестры Вачовски тоже внесли вклад в это мифотворчество. Они рассказали всем об огромной Матрице, в которой разумные машины оставили людям лишь роль батареек. Правда, эти батарейки живут в чудесном мире виртуальной реальности, где у них есть работа, дом и какие-то знакомые – но все это не взаправду, а понарошку. Концепция такого будущего оказалась очень заманчивой и одновременно страшной. Страшнее, пожалуй, чем описанный в «Терминаторе» бунт тех же разумных машин или пришествие на землю инопланетян, у которых свои представления о способах размножения.
Кто такие эти Вачовски?
Вачовски изначально были братьями, как братья они стали известны в мире кино, прославились – и пробыли братьями аж до начала толерантных 2010-х. Звали их Ларри и Энди, они родились в Чикаго в 1965-м и 1967-м соответственно. Образования толком не получили, предпочтя зарабатывать деньги, занимались строительным бизнесом, но и про творчество не забывали; в начале 90-х вышли несколько выпусков марвеловских комиксов «Эктокид», авторами которых были оба брата. Тогда же они начали разрабатывать сценарии для фильмов и, можно сказать, ворвались в киноиндустрию.
Конечно, «ворвались» — слово слишком громкое. В 1994-м им удалось продать первый свой сценарий под названием «Наёмные убийцы». Правда, по настоянию режиссера Ричарда Доннера, сюжет Вачовски был серьезно переделан – до такой степени, что они потребовали у продюсеров убрать свое из титров (правда, неудачно). Кассового хита, правда, из переделки так и не получилось, но фильм вышел крепким середнячком – скорее за счет участия находившихся тогда на вершине Сильвестра Сталлоне и Антонио Бандераса.
Этот опыт и привел братьев Вачовски к той простой мысли, что свои фильмы нужно снимать самим. В противном случае, рассказывали они в поздних интервью, выжить в Голливуде было бы невозможно – во всяком случае для них. Но самое удивительное – что после «Наемных убийц» боссы компании Warner Bros поверили в потенциал новичков и дали им возможность снять собственную картину. Дебютом для Вачовски стал малобюджетный криминальный триллер «Связь», который получил несколько относительно престижных наград. Собственно, после этого им и доверили «Матрицу».
Ты Избранный, Нео
Существует несколько легенд относительно того, как вообще была придумана идея этого фильма. Можно верить, например, в то, что Матрица братьям приснилась, что они случайно дошли до мысли о том, что весь мир – лишь иллюзия. Можно верить и в то, что «Матрица» с самого начала задумывалась как трилогия, в которую позже и превратилась.
На самом деле все гораздо проще. Первый вариант сценария никакой трилогии не предполагал, да и продюсерам с Warner Bros не особо понравился. Нет, там были симпатичные моменты, отметили они, но в целом история была не слишком понятной, а потому вероятность кассового провала была очень велика. Но Вачовски сдаваться не думали, и переписывали сценарий до тех пор, пока он не устроил студию. Денег им, кстати, выдали не слишком много (бюджет картины в итоге составил $63 млн), на многом пришлось экономить – например, снимать в Австралии, где было дешевле.
О чем этот фильм?
Сюжет культовой картины, кстати, не слишком сложен. Томас Андерсон (Киану Ривз) спокойно работает, а по ночам взламывает чужие секреты под псевдонимом Нео. Однажды он узнает о Матрице, знакомится с Тринити (Керри-Энн Мосс), а агент спецслужб Смит (Хьюго Уивинг) арестовывает его за незаконную деятельность. Но странности на этом только начинаются: во время допроса у Нео исчезает рот, а потом он встречается с известным террористом Морфеусом (Лоуренс Фишборн) и узнает, что в действительности все не так, как на самом деле. Мир, который Нео считал реальным, существует лишь в его воображении, сам он лежит в капсуле и производит энергию для машин. Еще он узнает, что есть люди, которые все еще сопротивляются безграничной власти разумных механизмов, а сам он является Избранным, который сможет освободить человечество. И, разумеется, встает перед выбором между двумя таблетками – синей (все забыть, жить в виртуальной реальности) и красной (проснуться, уйти в подполье и воевать с машинами).
Для конца 90-х сюжет о несоответствии наблюдаемого мира реальному положению дел был, мягко говоря, не новым, причем работа над несколькими проектами велась чуть ли не одновременно. В 1998-м вышло сразу два фильма на эту тему. В «Шоу Трумана» персонаж, сыгранный Джимом Керри, внезапно выяснял, что живет в придуманном мире, а его жизнь является материалом для телевизионного шоу. В «Темном городе» Алекса Пройаса главный герой обнаруживал, что за необычными странностями стоят инопланетяне, которые ведут изучение человеческой души.
В воровство идей в данном случае не верится совсем, и дело тут не в том, что иски по поводу плагиата так и не были поданы. Это все же разные фильмы с разной судьбой. «Шоу Трумана» оказалось символом бесконечно расплодившихся реалити-шоу, «Темный город», по большому счету, забылся вскоре после выхода в прокат. А вот «Матрицу» ждала совсем иная судьба.
Что такое «Матрица»?
Не существует однозначных ответов на вопросы о том, почему «Матрица» стала хитом проката ($464 млн во всем мире) или почему она перешла в культовый статус. Отсылки к Библии, скорее, затрудняют понимание этого феномена, чем облегчают его. Причем почти ничто не способствовало успеху картины. В тот год все готовились снова встретиться с вселенной «Звездных войн» (Джордж Лукас выпускал «Скрытую угрозу»), и от новичков, которые сняли нечто под математическим названием, откровений не ждали.
Напрасно. Это «Скрытая угроза» стала разочарованием для фанатов, а вот «Матрица», похоже, попала и во время, и в аудиторию. Конец 90-х – самый разгар всеобщей компьютеризации, пузырь доткомов в США надувался на радость инвесторам в новую отрасль, а возможности компьютеров казались безграничными. И на все это наслаивается фильм Вачовски с его мессианским духом, относительно простой философией и качественно снятым экшеном.
С позиций дня сегодняшнего именно спецэффекты «Матрицы» вызывают наибольшее восхищение – хотя за прошедшие два десятка лет их применяли (и пародировали) во множестве фильмов. Приемы замедленной съемки, облет камерами застывших в воздухе героев, масштабные боевые сцены с толпами Смитов – все это, разумеется, применялось и раньше. Но не в такой концентрации.
После «Матрицы»
Превращение «Матрицы» в культовый фильм – это понятно. Но одновременно и Вачовски как-то вдруг стали одними из самых значимых фигур в американской киноиндустрии. Теперь они не добивались реализации своих проектов, а могли выбирать. Правда, выбор оказался, пожалуй, не слишком впечатляющим. Два продолжения «Матрицы» — «Перезагрузка» и «Революция» — хоть и неплохо заработали в прокате, но оставили у фанатов первого фильма сложное послевкусие.
Антиутопия (и скомканная экранизация комикса) «V — значит вендетта» почти провалилась, а адаптация аниме-сериала «Спиди-гонщик» — просто провалилась, без всяких «почти». Масштабный проект по экранизации романа «Облачный атлас» тоже не окупил затрат на производство, а фантастический боевик «Восхождение Юпитер» заслужил разгромную критику, которая только добавила горечи к финансовой катастрофе. На все эти неудачи наложились операции по смене пола и медленное превращение братьев в сестер.
Правда, уже с 2015-го сестры Вачовски, можно сказать, почти реабилитировались. Они сняли весьма удачный сериал «Восьмое чувство», который показывал онлайн-сервис Neflix. Получится ли из этого сотрудничества нечто большее – покажет время. Но хотелось бы надеяться, что Вачовски не решатся по старой памяти сделать ремейк «Матрицы». Киану Ривз, конечно, до сих пор играет в боевиках, но вряд ли он осилит роль молодого хакера.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть