«Дальнобойщики» были соковыжималкой, порой мне хотелось кого-нибудь искусать на съёмочной площадке», – признался «АиФ» актёр Владимир Гостюхин, который 10 марта отмечает 75-летие.
«Кинематограф – это конвейер»
Валентина Оберемко, «АиФ»:– Владимир Васильевич, в последнее время часто сравнивают советское и современное кино. Вроде технологии продвинулись, у артистов большие гонорары, но почему-то люди пересматривают не новые фильмы, а старые.
Владимир Гостюхин: – Вы меня задели за самое больное. Я поработал достаточно и в советском, и в современном кинематографе. Мне есть что сравнивать. Но чем дальше, тем сильнее у меня тоска по советскому кино. Оно было режиссёрским, а не продюсерским, и главным заказчиком выступало государство, поэтому оно было заинтересовано в качестве продукта. Конечно, были и поделки с прямолинейной идеологией, но создавались и шедевры. Кино выполняло некую миссию, воспитывало поколения, будило в людях лучшие качества. Снимали человечно-пронзительные картины. Современный кинематограф – это конвейер. Работа по 12 часов в сутки. Если раньше «В поисках капитана Гранта» мы создавали за год, то сейчас на это дали бы максимум месяца 4. А ведь атмосфера на площадке очень важна! Мы работали, веселились, дружили…
– Тяжело было перестраиваться на новый лад?
– Первой крупной работой в современном кино для меня стали «Дальнобойщики». Это была соковыжималка. Очень тяжело было выдержать по 12–16 часов съёмок и сохранить живую ткань образа. Первые 20 серий мне очень нравятся, но я с ужасом вспоминаю эту потогонную систему. Иногда, выходя на съёмочную площадку, мне хотелось всех искусать, настолько я был напряжён.
– Многие зрители были уверены, что вы с Владом Галкиным были закадычными друзьями. Это так?
– На съёмочной площадке мы очень хорошо контачили. Но в обычной жизни не общались. Его отец, Борис Галкин, передавал мне приветы от Влада. Но вновь я Влада увидел уже в гробу, на его похоронах. Очень тяжело было понять и принять, что он ушёл таким молодым.
– Это обрушившаяся на него слава так повлияла?
– Думаю, повлияла. Первый сезон «Дальнобойщиков» принёс ему колоссальную известность, его стали везде приглашать. Во время съёмок второго сезона я почувствовал, что его накрыла «звёздная лихорадка», появились вещи, которых он не позволял себе в первом сезоне. Мне рассказывали, что при общении с партнёрами он мог вспылить. Настоящий артист, как сказала одна моя коллега, – это человек без кожи, ткни – кровь пойдёт. Некоторые из нас очень беззащитны, поэтому закрываются, как могут. Николай Ерёменко, например, был очень закрытым человеком, он прятался за сарказмом, едкими шутками. А на самом деле был очень тонким, эмоциональным. И Влад тоже такой. Поэтому и выпивать стал излишне много, с женой Дашей развёлся, хотя безумно её любил. Потом он стал слишком много сниматься, в некоторых сериалах просто использовалась его фактура, а сами сериалы были нелучшего качества. Но ему платили хорошие деньги, и он соглашался.
Я же всегда старался выбирать материал, не за всё брался даже за большой гонорар. Так что за большинство работ мне не стыдно.
«Я – дитя Победы!»
– Нынешний год – годовщина начала Великой Отечественной. Вы ведь послевоенный ребёнок, отец ваш воевал. Он делился с вами настоящими воспоминаниями о войне?
– Да, я слышал рассказы отца, хотя он не любил вспоминать войну. Но, как это обычно было, ветераны соберутся вместе, выпьют – и начинаются воспоминания… Мне врезался в память один рассказ. В начале войны отец был политруком. Обычно, когда шли в контратаку, политрук шёл первым, кричал: «За Родину, за Сталина, вперёд!» Рядом с отцом всегда бежал командир роты, его друг. И вот начало их минами накрывать, совсем рядом взрыв прогремел. Отец почувствовал, что его чем-то облепило. Но выяснять, что это, времени не было – атака! И уже когда во время контрнаступления добрались до окопов, отец себя осмотрел. Оказалось, на мине подорвался его товарищ, и его останки остались на отцовской одежде.
Я сам – дитя Победы. Меня родители спроектировали, когда отмечали День Победы 9–11 мая 1945-го. Через 9 месяцев я родился. Послевоенные годы были непростые. Я до двух лет спал в отцовской шинели на полу – мебели не было. В 1950-е отец получил хорошую должность – и жизнь начала налаживаться.

– Как же вас тогда занесло на «кривую дорожку»?
– Отец настоял, чтобы я пошёл в радиотехникум, – считал, что получу там хорошую специальность. Параллельно я занимался спортом – лёгкой атлетикой, боксом. Я отличный был ударник, хорошо работал кулаками. И компания у меня соответствующая подобралась – все спортсмены. Группу нашу мы назвали «Ленина, 5» – по адресу, где была арочка, под которой мы обычно собирались. У нас был свой кодекс чести: лежачего не бить, женщин и детей защищать. Наша группировка даже в Москве была известна, часто мелькала в сводках МВД. Только у меня одного было 28 приводов. В основном мы дрались группа на группу, район на район. Дрались за правду. Например, кто-то из наших провожал девушку, к нему пристали местные, побили. Мы ехали разбираться…
Но потом это всё начало перерастать в массовые драки, к нам стали внедряться уголовники. А органы МВД начали активно пресекать подобные вылазки. Ребят стали сажать. Я понял, что тоже могу попасть за решётку. К счастью, к этому времени я серьёзно увлекся театром – однокурсники затянули в драмкружок. В конце концов я ушёл из техникума, поступил в вечернюю школу, получил аттестат и отправился на актёрский факультет.
Утром стулья – вечером роли
– Вы советское время и то кино вспоминаете с ностальгией, но ведь у вас был момент разочарования в профессии, потому что ролей вам тогда не предлагали. Не было желания всё бросить?
– Горько было. Я был в отчаянии. Думал, всё, не быть мне больше актёром, не видел никакой перспективы. Но Господь Бог в самый последний миг вдруг прислал мне спасение. В театре, где я работал мебельщиком -реквизитором, заболел артист, и меня ввели в спектакль. После двух репетиций за мной закрепили эту роль. Вечером играл, а днём с мебелью возился. Однажды на спектакль пришла Светлана Климова, второй режиссёр фильма «Хождение по мукам». Она искала артистов для следующих серий. Приметила меня, оставила записку, в которой просила прочитать сценарий и позвонить на «Мосфильм». Я пришёл на пробы. Режиссёр Василий Ордынский что-то во мне разглядел и на роль утвердил. Так начался новый виток в моей карьере.

Потом был другой виток – я перебрался из Москвы в Минск. Но постоянно наведывался на съёмки в Москву, Ленинград. Тогда даже писали: «В кино у нас снимаются только Бурков да Гостюхин».
Народному артисту Беларуси Владимиру Гостюхину исполняется 75 лет
Волшебник Александр Роу. Как киносказка из падчерицы стала принцессой
«Назвала бы сына Галей». Невероятные истории из жизни Елены Яковлевой
Чайник со свистком и прогулка до загса. Истории из жизни Вадима Яковлева
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть