426

Успешное повторение катастрофы. Как Джеймс Кэмерон построил новый «Титаник»

Кадр из фильма

Крушение «Титаника» в апреле 1912 года — одна из самых трагичных страниц истории, но при этом и одна из самых известных. Исследователи восстановили эту катастрофу чуть ли не поминутно, они выяснили, кажется, все причины, почему самый быстрый по тем временам лайнер затонул от всего лишь одной пробоины.

Истории выживших сразу же заполнили газеты той поры и продавались очень хорошо. Не остался в стороне и кинематограф — уже в мае 1912 года вышел первый фильм о «Титанике», звездой которого стала некая Дороти Гибсон, одна из спасенных с утонувшего корабля.

Новости о «Титанике» вскоре естественным образом прекратились, а вот кинематограф эта тема не отпускала, и с каждым десятилетием появлялись новые ленты — черно-белые и немые поначалу, документальные, игровые. Их показывали в кинотеатрах и по телевидению. Так что когда режиссер Джеймс Кэмерон в середине 1990-х пришел в 20th Century Fox со сценарием фильма о «Титанике», его идея вызвала у боссов кинокомпании естественный скепсис. 

Кто такой Джеймс Кэмерон?

К тому времени Кэмерон завоевал себе немалый авторитет в кинематографе. Когда-то, в 80-е, он начинал с трешовых ужастиков и с трудом собрал несколько миллионов долларов на первого «Терминатора», да и то — только с помощью Арнольда Шварценеггера, которого проект фильма о роботе из будущего весьма увлек. Потом у него были «Чужие» — отличный сиквел «Чужого» Ридли Скотта, — и провальная «Бездна», в которой он впервые погрузился под воду. Но затем он один за другим выдал два кассовых хита — второго «Терминатора» и «Правдивую ложь», — после чего любая кинокомпания была готова на все, лишь бы Кэмерон работал на нее.

Правда, от него ждали очередной боевик — неважно, фантастический или шпионский, главное, чтобы в нем было еще немного Терминатора и пара истребителей «Харриер». Ничего этого сценарий с любовной историей на борту судна, которое ждет неминуемая катастрофа, разумеется, не предполагал.

Кэмерон и «Мир»

Кэмерон вообще придумал этот фильм, чтобы найти деньги на подводную экспедицию к обломкам самого «Титаника» — ученые обнаружили их в середине 1980-х, и эти обломки уже стали «героем» документального фильма в формате IMAX «Титаника» (Titanica) 1992 года. Но кредит доверия у режиссера был огромный, так что студия согласилась выделить несколько миллионов долларов на удовлетворение его желаний.

К «Титанику» режиссер спускался на глубоководных аппаратах еще советского производства «Мир»; базой служило научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш», где работала международная экспедиция. Во время спусков все происходящее за бортом снималось на профессиональные камеры, правда, аппараты слегка повредили «Титаник», но с ними ничего непоправимого не произошло. Позже кадры подводных съемок вошли в фильм, который студия все-таки решила делать. Кстати, в снятых на борту судна сценах можно увидеть членов экипажа «Келдыша». 

«Титаник» за $200 млн

Кэмерон, в принципе, умел работать в условиях ограниченного бюджета. В первом «Терминаторе», снятом всего за $6,4 млн, ему приходилось изворачиваться и хитрить, чтобы не выйти за рамки сметы. То же самое было и в следующих его проектах — правда, там лимиты ограничений были совсем другими. Например, второй «Терминатор» был первым фильмом, бюджет которого превысил $100 млн — но и его Кэмерону не хватило для реализации всех задумок. Экономить пришлось и на «Титанике».

Главная проблема всех подобных фильмов — вода, которая не умеет масштабироваться. Это хорошо заметно в старых лентах, где модельки кораблей снимались в небольшой емкости. Кэмерон и его команда придумали сразу несколько приспособлений, чтобы решить эту проблему. В Мексике на берегу океана была с нуля построена новая студия, на которой были воссозданы внутренние помещения «Титаника», обеспечен вид на воду — и построен сам корабль в натуральную величину. Правда, модель показывала «Титаник» только с одной стороны — из-за этого сцену отплытия пришлось снимать с учетом последующего отзеркаливания пленки. Были и другие модели — например, те, которые красиво ломались, когда корма «Титаника» оказывалась высоко над водой.

Кроме того, работу над фильмом сопровождали травмы каскадеров и членов съемочной группы. Исполнительница роли Роуз, британская актриса Кейт Уинслет, сломала кость в локте и простудилась во время сцены в бассейне; еще она боялась, что утонет. Из-за проблем съемки затянулись, а бюджет вырос до $200 млн (впервые в киноиндустрии, кстати). Студия хотела даже сократить фильм на час (он длится более 3 часов), но тут Кэмерон встал насмерть — редактируйте, но без меня. 

Новые рекорды «Титаника»

Результат известен — «Титаник» Кэмерона на сегодняшний день считается самой достоверной реконструкцией случившейся в 1912 году трагедии. Правда, он снимал художественный фильм, а все главные герои — нищий художник Джек (Леонардо Ди Каприо), красавица Роуз (в молодости ее сыграла Уинслет, а в старости — звезда 30-х Глория Стюарт) и злобный богач Каледон Хокли (единственная звездная роль Билли Зейна) — были выдуманы. Но это не мешало с высокой достоверностью воссоздать внешний вид и внутреннее убранство «Титаника» и добавить кучу мелочей, которые помнили свидетели трагедии — вроде той пары стариков, что утонули вместе с судном, держась за руки.

И зрители Кэмерону поверили — этот кинематографический «Титаник» шел в прокате почти 10 месяцев. Да и вообще картину начали хвалить еще до выхода в прокат — сразу после премьеры на кинофестивале в Токио 1 ноября 1997 года. Ну а потом были и другие рекорды — например, первый миллиард, заработанный кинокартиной, самые высокие сборы ($1,84 млрд в 1998-м) — это достижение продержалось 12 лет и было побито следующим фильмом все того же Кэмерона — «Аватаром» — в 2009-м. 

И, разумеется, «Оскары». Фильм получил 14 номинаций, повторив успех драмы Джозефа Лео Манкевича «Все о Еве» 1950 года. И выиграл 11 статуэток — столько смог получить пеплум «Бен Гур» в 1960-м; позже в этот клуб войдет и фильм Питера Джексона «Властелин колец: Возвращение короля». Любопытно, что актерских «Оскаров» фильму не досталось. Кейт Уинслет получит заветный приз через 10 лет, за фильм «Чтец»; Ди Каприо, которого за «Титаник» даже не номинировали (хотя он старался), придется подождать до 2016 года и фильма «Выживший». Впрочем, без «Титаника» и Джеймса Кэмерона карьера этих актеров могла быть совсем другой.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно