В новогодних фильмах часто одними из главных героев являются дети – праздник всё же семейный, да и смотреть на то, как 10-летний Кевин сражается с бандитами, пожалуй, интереснее и забавнее, чем если бы на его месте был какой-нибудь герой Брюса Уиллиса.
Советские кинематографисты о мировой тенденции знали достаточно хорошо, но в их работах была одна особенность – это использование пары детей, мальчика и девочки, которые делили все приключения между собой. В противниках у них были, кстати, не только бандиты, но и всеразличные сказочные персонажи, и настоящие волшебники, с которыми они успешно справлялись – сами или с помощью товарищей постарше. Юных актеров на эти роли режиссеры выбирали тщательно, но вот их дальнейшая судьба не всегда оказывалась связанной с кинематографом – для многих талантливых школьников новогодние фильмы так и остались самой яркой работой в кино.
Игорь Ершов и Алла Кожокина – «Снежная сказка», 1959
Почти позабытый сейчас черно-белый фильм, у которого была достаточно трудная прокатная судьба. В принципе, изначально эта лента никаких проблем не предвещала – в её основе лежала уже изданная (то есть прошедшая цензуру) книга Виктора Витковича и Григория Ягдфельда «Сказка среди белого дня». Снимали её уже зарекомендовавшие себя молодые киносказочники, режиссеры Эльдар Шенгелая и Алексей Сахаров. Сюжет тоже не содержал ничего крамольного – история про злодея (в фильме – Старый Год), который хочет помешать наступлению Нового Года, широко используется в различных новогодних представлениях. По одной из версий, сомнение вызвал как раз злодей, роль которого исполнил Евгений Леонов – он был слишком сильно похож на тогдашнего первого секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущева. В итоге «Снежную сказку» не пустили в Канны, хотя отборщикам фестиваля она понравилась, и в советский прокат выпустили ограниченным числом копий.
Впрочем, Леонов в опалу не попал, режиссеры тоже что-то ещё снимали (а Шенгелая в 1990-е стал заметным политиком в независимой Грузии). Но, возможно, именно проблемы с фильмом помешали исполнителям главных ролей – московским школьникам Игорю Ершову и Алле Кожокиной – закрепиться в кино. Игорь потом сыграл ещё в двух малозаметных картинах, Алла больше не снималась вообще – и об их дальнейшей судьбе никаких сведений нет.
Елена Проклова и Вячеслав Цюпа – «Снежная королева», 1966
Сценарий к этому фильму написал известный драматург Евгений Шварц (по мотивам сказки Андерсена), а поставил его режиссер Геннадий Казанский – многие смотрели его «Старика Хоттабыча» или «Человека-амфибию. В ролях были заняты многие заметные актеры того времени – так, всё тот же Евгений Леонов играл короля, а Николай Боярский (отец Михаила) – его советника. Для роли Герды режиссер пригласил 13-летнюю школьницу Елену Проклову, которая только-только прославилась после своего дебюта в драме «Звонят, откройте дверь». И она создала весьма запоминающийся образ девочки, которая спасает своего брата из лап Снежной Королевы.
Позже Проклова стала очень известной актрисой – одной из немногих, кто сумел перейти от детских ролей к взрослым. А вот у её экранного брата, которого сыграл 10-летний Вячеслав Цюпа, судьба сложилась иначе – он тоже не был новичком в кино (до «Снежной королевы» снимался в «Городе мастеров») и до окончания школы исполнил ещё несколько ролей в детских картинах. Но затем окончил музыкальное училище имени Гнесиных, в ГИТИСе выучился на режиссера музыкального театра – и много лет работал в театрах Минска и Красноярска.
Ия Нинидзе и Андрюша Иванов — «Орех Кракатук», 1977
Сразу после «Соломенной шляпки» и «Небесных ласточек» режиссер Леонид Квинихидзе снял достаточно скромный, но всё такой же музыкальный фильм по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». В ролях были заняты Ирина Понаровская, Зиновий Гердт, танцоры Марис Лиепа (он играл Мышиного короля) и Владимир Шубарин (Щелкунчик). Ну а на главную детскую роль Квинихидзе позвал 16-летнюю Ию Нинидзе, с которой работал над «Небесными ласточками». Несмотря на возраст, Нинидзе была уже опытной актрисой – снималась она с 8-летнего возраста (первая роль была в комедии Георгия Данелии «Не горюй!»).
После школы она окончила ВГИК (мастерская Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой), работала в театре имени Шота Руставели в Тбилиси; уже в конце 1990-х переехала в Москву, играла в театре и снималась в различных сериалах. А вот сыгравший её брата Андрей Иванов так актером и не стал – «Орех Кракатук» так и остался его единственной работой в кино.
Ян Пузыревский и Нина Гомиашвили – «Тайна Снежной Королевы», 1986
Ещё одна экранизация сказки Ханса Кристиана Андерсена, которая, пожалуй, более известна, чем версия 1966 года. Снял этот фильм режиссер Николай Александрович («Расписание на завтра», «Завтрак на траве»), в картине много музыки и песен, и её можно назвать настоящим мюзиклом. На роль Герды режиссер взял 14-летнюю Нину Гомиашвили, дочь известного актера Арчила Гомиашвили, для которой это была третья работа в кино.
Ну а её брата сыграл 16-летний Ян Пузыревский, у которого тоже к этому времени набралась солидная фильмография. Фильм про Снежную королеву (её играла Алиса Фрейндлих) имел успех, молодых актеров наконец-то заметили, но времена тогда менялись, и у них не получилось конвертировать завоеванную популярность в нечто большее. Нина Гомиашвили училась в Школе-студии МХАТ и ВГИКе, но в итоге выбрала путь галериста. А жизнь Яна Пузыревского трагически оборвалась в 1990-е – он окончил Щукинское училище, работал в театрах Москвы, но умер в 1996 году.
Бонус: Анна Ашимова и Александр Абдулов – «Чародеи», 1982
Эта пара не совсем детская – в ней брат Иванушка в исполнении 29-летнего Абдулова намного старше своей сестры Нины, которую сыграла 9-летняя Аня Ашимова. Фильм Бромберга, кстати, критиковали в том числе и за подобранную на роль Нины юную актрису. Эта героиня была «собрана» из образа найденной во Дворце пионеров девочки, голоса актрисы Светланы Харлап и вокала певиц Ларисы Долиной и Ольги Рождественской – получилось не очень убедительно, и последовавшая критика навсегда отвратила Ашимову от кино. «Чародеи» так и остались единственным фильмом в её карьере; она окончила Государственный институт управления, вышла замуж и занимается автоматизированными системами управления.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть