В конце 1960-х музыкальный мир распробовал рок-оперу — мюзикл, в котором партии исполняются в стиле рок. Конечно, рок-н-ролл в музыкальных спектаклях использовался ещё с 1950-х, но обычно по одной или две песни, хотя популярность рок-музыки за эти годы взлетела до небес. Первооткрывателями именно рок-оперы стали музыканты британской группы The Pretty Things, записавшие в 1968-м альбом «S.F.Sorrow». Но их творение мало кто заметил, и основоположниками нового направления стала группа The Who с альбомом «Tommy» 1969 года.
Сейчас понятие «рок-опера» чаще всего связано с альбомом, постановкой и фильмом «Иисус Христос — суперзвезда», который в начале 1970-х создали композитор Эндрю Ллойд Уэббер и драматург Тим Райс. Оба были молоды (Уэбберу в 1970-м было 22 года, Райсу — 26), оба были практически новичками и оба до этого не увлекались роком. Но их музыка стала самым известным феноменом той эпохи и до сих пор на слуху. Рассказываем несколько малоизвестных фактов о создателях и рок-опере.
1. Уэббер и Райс уже обращались к библейской тематике
Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс познакомились в 1965 году, и тогда же началось их совместное творчество. Первым был мюзикл «Такие, как мы» («The Likes Of Us») на основе жизни известного филантропа Томаса Джона Барнардо. Спектакль так и не добрался до постановки (его впервые показали на сцене только в 2005 году). Вторая их работа — 35-минутная поп-кантата «Иосиф и его удивительный плащ снов». Либретто было написано на основе жизни Иосифа Прекрасного из Пятикнижия, и этот спектакль сделал авторов известными в музыкальной среде. После того как Уэббер и Райс стали очень популярными, они не раз дорабатывали «Иосифа...» — финальный вариант длился 90 минут.
2. Идею рок-оперы про Иисуса посчитали худшей в истории
Задумка рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» была очень амбициозной. Уэббер и Райс собирались рассказать о евангельских событиях — от въезда Иисуса в Иерусалим до распятия — с точки зрения Иуды Искариота. Уэббер позже вспоминал, что продюсеры назвали эту задумку «худшей идеей в истории» и категорически отказались ставить её на сцене. В итоге авторы решили записывать своё произведение в виде альбома: его длительность составляла 87 минут и он должен был состоять из двух пластинок. Позже и Уэббер, и Райс высказывались однозначно: такой подход пошел на пользу рок-опере. «Она стала более роковой, более энергичной и более подходящей для молодой аудитории», — говорил Райс.
3. «Песня Ирода» — это переделанная песня для участницы «Евровидения»
Часть музыкального материала для рок-оперы Уэббер и Райс писали не с нуля. Например, основой для ударной «Песни Ирода» («Herod's Song») стала композиция, написанная этими же авторами для британской участницы «Евровидения-1969» Лилу. Тогда она называлась «Try It and See», имела совершенно другой текст, а записала её в качестве сингла итальянская певица Рита Павоне. В «Иисус Христос — суперзвезда» были и другие подобные переделанные композиции. Так, музыка для «I Don't Know How to Love Him» (партия Марии Магдалены) была написана Уэббером ещё в 1967 году и издавалась под названием «Kansas Morning».
4. Бродвейский спектакль стал следствием успеха альбома
Изначальная идея авторов рок-оперы всё же была реализована, но им пришлось немного подождать. Альбом они выпустили 27 октября 1970 года: партию Иисуса на нем исполнял вокалист Deep Purple Иэн Гиллан, а партию Марии Магдалены — 18-летняя начинающая певица Ивонн Эллиман, которую Уэббер и Райс «открыли» в ночном клубе. Альбом добрался до 1-го места в чарте Billboard, был лидером продажного рейтинга в Канаде и достиг высоких мест в ряде других стран (в Британии, кстати, он был лишь 23-м). Популярность альбома в США была очень высокой: его исполняли в школах и церквях, первый авторизованный Уэббером и Райсом концерт состоялся уже в июле 1971 года. И тогда же началась подготовка к бродвейской постановке: премьера состоялась 12 октября 1971 года в театре Mark Hellinger Theatre. Почти все исполнители с альбома стали участниками этого спектакля — кроме Гиллана, который не решился бросить свою группу на долгое время. Deep Purple тогда как раз начинали свой путь к всемирной популярности.
5. Уэббер презирал бродвейский спектакль
Судя по всему, Эндрю Ллойд Уэббер редко хвалит постановки его произведений. Например, совсем недавно он рассказал, что после выхода фильма по мюзиклу «Кошки» впервые в жизни купил собаку, так его расстроило увиденное на экране. Со сценической версией мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда» он тоже не церемонился, называя её «вульгарной». Он считал, что его работа была реализована с ошибочной концепцией.
Впрочем, поначалу он был не одинок в этом мнении: первые отзывы критиков были почти что разгромными. Но это не помешало мюзиклу идти на бродвейской сцене весьма долго: он был закрыт через два года, в 1973 году, после 711 представлений. В 1973-м вышел фильм почти с тем же актерским составом. В 1972-м спектакль был поставлен в лондонском Palace Theatre. Британскую версию мюзикла незадолго до смерти видел советский композитор Дмитрий Шостакович, который очень лестно отозвался о работе Уэббера.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть