95 лет назад родилась Маргарита Назарова — укротительница тигров, случайно ставшая кинозвездой.
Стоял июль 1959-го. Советским Союзом правил Никита Хрущев. А с официальным визитом к нему пожаловал сам император Эфиопии Хайле Селассие I. Когда показ московских достопримечательностей закончился, высокого гостя пригласили в знаменитый цирк на Цветном бульваре. Советское искусство на манеже тогда было не просто популярно — громкая слава о нем распространилась по всему миру. Увидеть артистов на канате или знаменитых клоунов хотели бы все. Эфиопский император не был исключением. Вместе с Никитой Сергеевичем они поднялись в ложу и с удовольствием наблюдали за представлением.

Лицо Касаткиной, спина Назаровой
В этот вечер на арене блистала Маргарита Назарова. Хрупкая, но бесстрашная дрессировщица тигров. После выступления она по просьбе руководителей государств подошла к ним в ложу, приведя с собой двух… тигрят, чем приятно порадовала Хайле Селассие I и Никиту Хрущева. Гордясь талантливой артисткой, словно собственной дочерью, последний сказал тогда: «Только в нашей стране есть такие женщины! Про них же кино снимать надо!»
Сидящий рядом киночиновник воспринял восхищение как приказ сверху, так что буквально через несколько дней все завертелось-закрутилось — началась работа над созданием фильма о Назаровой. Молодой женщине, успевшей пережить пленение, работу на немцев и ночные танцы в кабаре… Спасибо русским солдатам, которые однажды ворвались в кабаре с автоматными очередями и криками: «О! Похоже, это немецкие шлюхи…» — «Ребята, я своя!» — не растерялась Рита. И вскоре благополучно вернулась в Советский Союз.
После войны Назарова работала балериной на эстраде и в передвижном театре оперетты. В фильме «Случай в тайге» участвовала в массовке. А главное — именно на этих съемках встретила будущего мужа Константина Константиновского.
С 1954 года Маргарита — помощница дрессировщиков Эдера и Константиновского. В картине «Укротительница тигров» — дублерша Людмилы Касаткиной в клетке с тиграми. В некоторых кадрах даже видна… спина Маргариты. Главная здесь все-таки актриса Касаткина.

«Медведи в клетке, мы — в каютах»
И вот — новый поворот. Да какой! Сам Хрущев велел снять кино о дрессировщице и тиграх. Актрис много, а таких смелых девушек, пожалуй, и правда больше нет. Но где взять оригинальный сценарий? Кто напишет то, что достойно будет большого экрана? И вдруг молодой автор морских повестей Виктор Конецкий предлагает «Ленфильму» свои услуги. «Но вы же морской писатель, — возражают ему. — А у нас речь о тиграх. Какая связь?»
«Да самая прямая! Вот слушайте! На острове Врангеля мы погрузили к себе на борт двух белых медведей. И поволокли их в Мурманск. Сначала все шло хорошо: медведи в клетке, мы — в каютах. Но однажды кто-то из ребят плохо задвинул щеколду в клетке, и медведи вышли на палубу…»
Вопрос был решен. Позже к молодому автору подкрепили уже маститого Алексея Каплера. Он украсил морскую историю с тиграми любовной линией. Правда, кое-кто сомневался, что дрессировщица сможет стать актрисой. Но она стала. И завоевала такую славу и неподдельную любовь зрителей, о которых в цирке и мечтать не могла.
«Полосатый рейс» (а речь именно об этой картине) вышел на экраны в 1961 году и имел бешеный успех, заняв во всесоюзном прокате первое место.
Протечки, пыль и пластиковые цветы
Назарова могла бы наслаждаться приобретенной славой всю жизнь. Но в конце 1960-х на гастролях в Италии ее неожиданно узнал владелец немецкого кабаре, у которого она выступала в годы войны. Маргарита встретилась с ним и пропала на несколько дней. По возвращении ее тут же взяли на крючок специалисты КГБ. Допрашивали, конечно. Чудом Назаровой удалось избавиться от пут страшной организации. Ее оставили в покое.
Но в 1970 году умер от рака мозга Константин Константиновский. И оказалось, 44-летняя Назарова теперь никому не нужна. С ней перестали считаться, ее активно начали выпроваживать на пенсию. Тогда она передала свой номер сыну Алексею, а он вскоре уехал за границу.
Маргарита Петровна осталась одна. Последние годы она провела в Нижнем Новгороде. В нищете. Всеми забытая. Лишь пара-тройка человек — близких коллег — имели право навещать ее иногда. И им было невыносимо больно смотреть на протекающий потолок, выцветший пол, пыль и пластиковые цветы. Настоящих букетов в доме самой известной когда-то советской дрессировщицы не было много-много лет. Она экономила на всем. Практически не выходила из квартиры. Не желала видеть журналистов. Ее рассудок помутился.
Звезда цирка и кино коротала свой век. Не живя. А существуя. Ее забвение длилось больше тридцати лет. Предположить, что когда-нибудь родная страна вспомнит о ней, Маргарита Петровна просто не могла.
Лишь спустя 11 лет после ее смерти на телевидении снимут сериал «Маргарита Назарова». А в декабре 2017-го именем славной дрессировщицы назовут цирк в Нижнем Новгороде.
Сидел 5 дней на карантине. Как Евгений Миронов во время пандемии снимался
Своя в доску. Нине Руслановой нужно было играть, чтобы жить
Былинный герой. За что Сергея Столярова считали эталоном мужской красоты
«Прощай, дорогая, прости». Известные люди вспоминают Нину Русланову
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть