Во второй половине 1980-х годов советское телевидение оказалось в весьма странном положении. Один главный канал, он же Первая программа Центрального телевидения, несколько региональных, а также несколько каналов, которые были «вторыми», вещали не целый день и содержание которых оставляло желать лучшего. Между тем страна менялась, партия провозгласила курс на гласность, ускорение и перестройку, и телевизионщики мимо этого пройти просто не могли.
В принципе, в те годы менялось буквально всё, но перемены на телевидении (собственно, на Первой программе) замечала — без преувеличения — вся страна. Вернулся «Клуб веселых и находчивых» с бессменным Александром Масляковым, а на экране всё чаще стали мелькать запретные доселе рок-группы. Проводились телемосты с США, что-то интересное стали показывать утром (этот блок сейчас называется «Доброе утро») и поздно вечером («До и после полуночи»). Появился и легендарный «Взгляд» — информационно-развлекательная передача с молодыми ведущими, которые совсем не были похожи на официозных дикторов привычного «Времени».
Сотрудники «Взгляда» и оказались теми, кто начал активный перевод советского телевидения на новые рельсы. В те годы вовсю создавались частные телекомпании. Они создали «ВИD» — «„Взгляд“ и другие». «Взгляд» уже был, а «другие» программы появились достаточно быстро.
Что там, в Америке?
В СССР, в принципе, понимали значение игрового телевизионного контента, да и собственные форматы тоже имелись (тот же «КВН» или «Что? Где? Когда?»). Но сравнивать советское разнообразие с разнообразием американским было даже неловко: в США телевидение существовало по совсем другим законам, там каналы буквально сражались за зрителей. В этой борьбе рождалось множество новых форматов игровых программ, придумать что-то своё означало победить. Ну и к тому времени, когда советские телевизионщики задумались о подобных развлечениях, на Западе всё уже было придумано. Не буквально, конечно, но своё шоу (а иногда и не одно) имелось у каждой уважающей себя и свою аудиторию телекомпании.
Продюсер Мерв Гриффин был автором нескольких телеигр, но славу и богатство ему принесли две: «Jeopardy!», которая выходит с 1964 года, и «Wheel of Fortune», запущенная в 1975-м. Первую в России адаптировали в 1994-м под названием «Своя игра». Ну а «Колесо фортуны» пришло в нашу страну сложным путем.
Как вспоминают сотрудники компании «ВИD», крестным отцом советско-российской версии «Wheel of Fortune» стал Анатолий Лысенко, который увидел её в конце 1980-х во время поездки за границу. Хотели было приобрести права, но компания King World Productions (сейчас она принадлежит корпорации ViacomCBS), держатель прав на международную дистрибуцию, отказалась от сделки. Российские телевизионщики не расстроились, а придумали собственную игру, похожую на американскую, но под действие лицензии не подпадающую. 25 октября 1990 года в эфир Первой программы Центрального телевидения СССР вышел первый выпуск капитал-шоу «Поле чудес».
Поле, полное чудес
Собственно, исходным образцом и для американского «Колеса фортуны», и для русского «Поля чудес» была простая школьная игра «Виселица». Суть игры проста: нужно отгадать слово, открывая букву за буквой. В телеверсии человечка не вешали, а его функции в какой-то мере заменял барабан: разные сектора либо приближали игрока к победе, либо отдаляли от неё, либо давали какую-то ценную награду.
Первым ведущим стал Владислав Листьев — один из «взглядовцев», который показал себя с новой, непривычной для зрителей стороны. Впрочем, аудитории такой Листьев понравился: «Поле чудес» очень быстро стало одной из самых популярных программ того времени и в какой-то степени социокультурным феноменом. Ну а для компании «ВИD» она была еще и палочкой-выручалочкой: в январе 1991 года «Взгляд» временно закрыли, а любимая народом телеигра позволила остаться и закрепиться на канале.
Первый год «Поля чудес» можно назвать пробным: тогда только искали нужную интонацию, обозначали границы дозволенного. Впрочем, это можно сказать про любую передачу того времени. Листьев, например, не собирался быть игровым ведущим на постоянной основе: уже с осени 1991 года он начал искать себе замену. Нашел Леонида Якубовича — шоумена, аукциониста и автора юмористических рассказов. Якубович, кстати, согласился не сразу, да и, по его собственным воспоминаниям, особо не верил в то, что «Поле чудес» — это надолго. Что удивительно: то же «Колесо фортуны» к тому времени спокойно шло уже 16 лет, а «Jeopardy!» — вообще четверть века.
Чудеса Якубовича
Несмотря на скепсис, Леонид Якубович очень серьезно подошел к своей новой работе. С его приходом игровая составляющая ушла на второй план. Игроки, конечно, по-прежнему крутили барабан, открывали буквы и угадывали слова. Но главными стали они сами: зрителям уже не очень важно, победит или нет очередной претендент на главный приз, гораздо важнее то, что он подарит ведущему и о чем они будут разговаривать.
Такой крутой разворот концепции без внимания, разумеется, не остался. Давно уже стали притчей во языцех различные соленья и варенья, которые дарят Якубовичу благодарные игроки, их приветы родным и близким — может, не самые творческие, но от души. Подарки ведущему дарят самые разнообразные: какие-то поделки, изделия народных промыслов, национальную одежду, собственноручно написанные картины и многое другое. Их, кстати, не выбрасывают: существует специальный музей «Поля чудес», где всё это добро трепетно хранится.
Вообще, капитал-шоу давно уже перешло в разряд передач-долгожителей, которых на отечественном телевидении не так уж и много. Причин такой их немногочисленности масса. Многие телепроекты были закрыты в начале 1990-х, когда российское ТВ окончательно смело ТВ советского времени. Другие прошли через подчас болезненные преобразования. Ушли из жизни многие ведущие советского времени, и их фактически авторские программы тоже ушли вслед за ними. В принципе, телевидение склонно меняться, но «Колесо фортуны» идет на американском ТВ (пусть и в синдикации) до сих пор и закрываться не планирует. Как и должно быть, видимо, с настоящей телеигрой.
Леониду Якубовичу исполняется 75 лет
Якубович сообщил о смерти генпродюсера программы «Поле чудес»
«Хватает только на коммуналку». Какие пенсии получают звезды
Футбольное «поле чудес». Как известных игроков разводят на миллионы
Крутите барабан. Как «уничтожают» еду на «Поле чудес»
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть