«Эффект Чапаева»
…Идет по улице Василий Иванович, пьяный, небритый, грязный, в кальсонах и рваной гимнастерке.
- Откуда ты такой, Василий Иванович? – удивленно спрашивает Петька.
- Из анекдотов, Петька, из анекдотов, - мрачно отвечает герой Гражданской войны.
В этой шутке большая доля правды. Уже в 1980-х годах о реальном Чапаеве советские граждане имели весьма смутное представление. В лучшем случае они знали экранного Василия Ивановича в исполнении Бориса Бабочкина, в худшем – персонажа анекдотов, постоянно пьющего и пристающего к Анке-пулеметчице.
Как в Чапаеве из анекдотов сложно разглядеть историческую личность, так же трудно увидеть реальную семью императора Николая II в шестисерийном историческом мини-сериале «Последние цари», созданном Netflix. Внимание к «Последним царям» было приковано после успеха «Чернобыля» - предполагалось, что и эта картина будет иметь большой успех. Но, как оказалось, несмотря на всю спорность «Чернобыля», этот мини-сериал выглядит настоящим шедевром по сравнению с сагой о семье Романовых.
Я, я, Николя, даст ист фантастиш!
Актриса Сюзанна Херберт, сыгравшая императрицу Александру Федоровну, заявила, что в фильме 80 процентов драмы и 20 – исторической правды: «Это абсолютно новый стиль повествования. Перед вами захватывающая и красиво поставленная история, преимущество которой — комментарии историков мирового класса, которые объясняют закулисные детали». Формат интересный и имеющий право на жизнь. Однако в «Последних царях» получилось так, что драма слишком далеко отодвинута от комментариев профессиональных историков, которые оказываются здесь чужими.
Завязка сюжета построена вокруг Анны Андерсон – женщины, которая в 1920-х начала выдавать себя за спасшуюся от гибели дочь Николая II Анастасию. История Анны «красной нитью» проведена через все серии, и в тот момент, когда зрителя подводят к мысли о том, что она действительно великая княжна, ему мимоходом сообщают – да нет, она самозванка и, видимо, психически больная.
На таких странных интригах и псевдозагадках построен весь фильм. Стремясь привлечь внимание зрителя, авторы не отказывают себе в удовольствии слегка шокировать его. Конечно, нам сообщат, что Александр III был сильным и жестким правителем, но в памяти это не остается. Там остается рассказанная создателями история про то, что тело покойного императора в горбу воняло настолько, что члены императорской семьи уклонялись от прощального поцелуя в лоб.
Не успеют зрители отойти от этой сцены, как их ждет самая что ни на есть эротика. Жаркие объятия, поцелуи и обнаженная грудь императрицы Александры Федоровны – так, очевидно, режиссер и сценарист «Последних царей» решили показать, что между императором и его женой были истинные чувства. В процессе любовной вакханалии Александра Федоровна говорит Николаю: «Ты должен быть сильным!» Нет, это не призыв к БДСМ-практикам, а всего лишь указание на то, что под влиянием своей супруги последний русский император будет проводить жесткий политический курс.
Сцена царского секса в сериале не одна. Кроме того, не обошлось и без демонстрации «групповухи» с участием Распутина (хорошо, что без императрицы). Кажется, авторов «Последних царей» сильно ударило успехом «Игры престолов», и обойтись без чего-то подобного они не сумели.
Мавзолей-1905
Когда слово представляется историкам, фильм начинает выравниваться. По крайней мере, заходит речь о настоящих проблемах, с которыми столкнулась Россия при Николае II, и о причинах, по которым император не имел никаких шансов с ними справиться.
Но тут же «Последние цари» снова валятся вниз. Непонятно, по какой причине, но Петр Столыпин, выступая в Госдуме, по своему ораторскому стилю больше смахивает на Адольфа Гитлера. А страдания императрицы, переживающей болезнь сына, поданы так, будто речь идет об опустившейся на дно неадекватной наркоманке. В фильме слишком много Распутина, из-за чего в тени остается все остальное – нарастание революционных настроений, их причины, отказ властей от решений, которые могли бы изменить ситуацию.
Пожалуй, лучшее из фильма – это беседа Николая с большевиком незадолго до расстрела.
«Я пытался быть хорошим императором», - говорит царь.
«А что вы сделали для народа? – спрашивает большевик. - Вы так и не поняли, что Россия – это народ?»
Царь ничего не отвечает, ибо у него нет ответа. Человек, определявший себя в анкете как «Хозяин земли Русской», обладал огромной властью в стране на протяжении 23 лет и привел ее к полному краху. И «Последние цари» ставили перед собой задачу объяснить, почему это произошло.
Но это оказалось авторам не под силу. Символом «Последних царей» стала сцена, где в 1905 году на Красной площади находится … мавзолей. За 19 лет до смерти вождя большевиков Владимира Ленина, для захоронения которого это сооружение было построено.
Ехидные российские пользователи предположили, что, поскольку Москва в тот период столицей не была, большевики начали строительство заранее. А пока Ленин был жив, в мавзолее проходили конспиративные совещания Политбюро. После таких вещей очень сложно относиться к картине серьезно.
Непонятно одно – как российские поклонники императорской четы до сих пор не выступили против «Последних царей»? Или демонстрация супружеского секса канонизированных персон одобряется, в отличие от внебрачных связей из фильма «Матильда»?
Так стоит ли смотреть «Последних царей»? Только в том случае, если вам интересна сцены обнаженки. Если же вы хотите почерпнуть что-то новое об истории семьи Романовых, то тратить время на «Последних царей» нет смысла.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть