Известный советский актер Борис Новиков был наделен столь многогранным талантом, что мог бы, пожалуй, сыграть в театре самого короля Лира или Гамлета - если бы его вовремя заметили и оценили. Вместо этого на его счету больше сотни киноролей - целая россыпь пусть и не таких «крупнокалиберных», зато добрых и чудаковатых персонажей, самобытных и острых на язык; любимцев зрителей и особенно зрительниц.
«Залез ко мне в мозг!»
Реплики героев Новикова расходились на цитаты не хуже гамлетовских монологов. Чего стоит один только Тарас по кличке «Купи-продай» из сериала «Тени исчезают в полдень», чье пророчество «Загремим под фанфары!» в прямом смысле слова превратилось в присказку, или ехидный дед Тимофей из «Белых рос», грозивший «создавать трудности» соседу Федосу! И, конечно же, легендарный почтальон Печкин из Простоквашино с коронной фразой: «Почему я раньше вредный был? Потому что у меня велосипеда не было».
Кстати, начинал Борис Кузьмич как раз с главных ролей. Совсем юным он прошел Великую Отечественную войну, а после Победы поступил в школу-студию популярного в те годы режиссера Юрия Завадского. Тот разглядел в пареньке актерский талант, и в дипломной постановке «Как закалялась сталь» Новиков сыграл Павку Корчагина. В результате он сразу был зачислен в штат Театра Моссовета. Думал - сейчас «лакомые» роли посыплются одна за другой... Ан нет: многие годы приходилось довольствоваться cплошными «кушать подано».
До тех пор, пока его не утвердили на роль Василия Теркина в одноименной постановке. Фронтовики, присутствовавшие на премьере, подходили к Новикову после спектакля и благодарили со слезами на глазах. Актер даже был выдвинут на Ленинскую премию, правда, так ее и не удостоился. Зато в подарок от автора поэмы Александра Твардовского получил двухкомнатную квартиру и комментарий: «В мозг ты ко мне залез, парень!»
А вот коллеги, обуреваемые завистью из-за неожиданного успеха «Теркина», развернули против Новикова настоящую травлю (доходило до того, что актеру в сапоги сыпали битое стекло), и тот был вынужден перейти в Театр сатиры. В отношениях с тамошней труппой тоже не обошлось без трений, однако «Сатире» Борис Кузьмич честно отдал 9 лет, пока наконец не покинул театральную сцену ради большого экрана.
Молодые и голодные
Карьера Новикова в кино сложилась куда более удачно. Дебютные его картины, правда, особенного шума не произвели, но наверстать упущенное с лихвой удалось благодаря «Тихому Дону» Сергея Герасимова - знаковому для советского кино фильму. Среди сыгравших в нем артистов кто не был до тех пор звездой - тот ею стал. Кого зрители уже знали - полюбили еще больше. Новиков, сыгравший Митьку Коршунова, не стал исключением. Небольшая роль принесла артисту всесоюзную славу, а работу с Герасимовым Борис Кузьмич называл «моими киноуниверситетами».
На съемки с ним долгое время ездила жена - актриса Театра Моссовета и московского ТЮЗа Надежда Климович. Познакомились они еще в студенческие годы, в школе-студии Завадского.
Привлекательная Надежда пользовалась большим успехом у мужчин, и Новиков, который выдающимися внешними данными похвастать не мог, поначалу ей вовсе не приглянулся. Но потом они вместе отправились на гастроли по Подмосковью, где и подружились...
Остальные студийцы, узнав, что у красавицы Нади роман с Борисом, недоумевали, что такого особенного она в нем нашла. Однако тот напропалую шутил, был очень одарен и обаятелен, и неудивительно, что девушка в конце концов обратила на него внимание. Разумеется, Новиков был беден - впрочем, как и вся молодая и голодная актерская братия в то время. Однако на пирожное и стакан чая в кондитерской денег хватало, а что еще нужно влюбленным?
Зубрежка на двоих
Они поженились, и Наденька, как называл ее муж, окружила его теплом и заботой. Борис Кузьмич не очень хорошо запоминал тексты, особенно стихи, поэтому она садилась рядом и зубрила сценарии вместе с ним. Так, полностью стихотворную роль Теркина Новиков выучил благодаря ей.
В 90-е, когда практически перестали звать на съемки, семья актера жила очень бедно - в квартире не работали даже краны. Чтобы набрать воды, Надежде приходилось спускаться с ведрами в подвал. Мизерная пенсия обоих уходила на дорогостоящее лечение неизлечимо больного сына Сергея…
Борис Кузьмич до последнего верил, что непременно снова выйдет на сцену или получит роль в кино, но этого так и не произошло.
По иронии судьбы 25 июля 1997 года, в день, когда Новикова не стало, состоялось закрытие XX Московского международного кинофестиваля. Надежда Антоновна пережила его на 11 лет…
Словесные «кренделя»
По-настоящему актерская судьба Новикова сложилась в кино. Правда, как и в театре, в основном в ролях второго плана, а то и в эпизодах. Зато каких!.. Борис Кузьмич не боялся трудностей, обожал импровизировать, ну а режиссеры только рады были его свободной манере игры и словесным «кренделям».
Вспомнить хотя бы все того же Тараса из сериала «Тени исчезают в полдень» - в эпизоде, когда он падает в воду и разражается тирадой о том, что заболеет туберкулезом: «Будете мне пенсион платить?». Так вот, Новиков сочинил ее буквально на ходу, барахтаясь в холодной воде. Более того, даже оговорки в тексте сценария он умудрялся превращать в настоящие перлы!
Например, для «Тихого Дона» снимали сцену, как Наталья идет на виду у всего села. Жара под сорок градусов, все вспотели донельзя. Герой Новикова, Митька Коршунов, на слова мальчишки должен был ответить: «Ты говори да откусывай!» А Борис Кузьмич, вконец упарившись, выдал: «Ты говори да закусывай!» Пришлось снимать еще дубль…
Заклятые коллеги
Бориса Новикова не единственного преследовали конфликты с коллегами. Хватало и других артистов, которые устраивали грандиозные скандалы прямо на съемочной площадке, ссорились с поклонниками и нагоняли ужас даже на маститых режиссеров. Их называли гениями, но работать с ними зачастую было куда как непросто…
Об одном из таких «забияк» Михаиле Светине и его разногласиях с Леонидом Гайдаем и Георгием Данелией «АиФ» уже писал в прошлом номере. А вот сам Гайдай в пух и прах ругался с Евгением Моргуновым - «Бывалым», который в свою очередь был не в ладах с Юрием Никулиным, сыгравшим его экранного подельника Балбеса.
Один из самых популярных комедийных артистов СССР Сергей Филиппов тоже регулярно портил отношения со всеми подряд - и с коллегами, и с режиссерами, и с поклонниками. Неуживчивым нравом отличались и Олег Даль, и Николай Гриценко, Ролан Быков получил прозвище «Неистовый Ролан», ну а главным советским «кинозадирой», пожалуй, можно назвать Владимира Конкина, чьи ссоры с Владимиром Высоцким на съемочной площадке картины «Место встречи изменить нельзя» стали притчей во языцех. По иронии судьбы в фильме актеры играли напарников и друзей, которыми в жизни отнюдь не являлись - скорее наоборот. Впрочем, их коллеги утверждают, что дело было в не менее сложном характере Высоцкого: он, мол, так вошел в образ Жеглова, что все внимание перетягивал на себя. Остальным участникам съемок это не нравилось, а меньше всех - Конкину-«Шарапову», который замалчивать обиды не умел и не хотел…
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть