647

Режиссер Борис Гуц: «Неважно, на что снимать, главное - интересная история»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 13. Курс и вирус. Симптомы и прогнозы 31/03/2020

Режиссер Борис ГУЦ шел к успеху долго и тернистым путем. Годы творческих поисков, неудач, сомнений в конце концов привели к победе на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге, которую Борису присудили за малобюджетную драму «Смерть нам к лицу», снятую на айфон.

Недавно российский режиссер побывал в Минске и преподал мастер-класс на тему, как добиться успеха, снимая кино. Причем не важно - на большую камеру вы будете снимать или на мобильный телефон.

- То, что фильм «Смерть нам к лицу» снят на айфон, - не самое важное в нем, - считает режиссер. - Это в первую очередь история любви двух молодых людей: она умирает, а он не хочет этого и просто делает все, что может. А смартфон - всего лишь один из инструментов для кино. Если можно снимать на большую камеру, нужно снимать на нее, но тут просто так не получилось бы.

С чего все началось

Борис Гуц специальное образование кинорежиссера получил в 32 года. До этого 9 лет работал на телевидении, где и постигал ремесло, обучаясь съемочному процессу, монтажу.

- А в киновузе мне прививали вкус, учили киноязыку, - признался режиссер. - Я каждую неделю что-то снимал - то, что потом можно было стереть из памяти жесткого диска. Есть большая разница между людьми, которые учатся снимать кино, и самоучками, не имеющими, скажем, материальных возможностей куда-то поступить. Допустим, ты на энтузиазме снял фильм и даже послал его на какой-то фестиваль, а тебе сказали: «Плохое кино», тогда большой победой будет, если не опустишь руки и продолжишь снимать. А когда учишься в вузе, то каждую неделю делаешь какую-то «ерунду» - учебную работу - и набиваешь шишки. Когда ты сам по себе, то тебе никто не укажет на ошибки, не даст совет.

- А с чего нужно начать, чтобы снимать кино на мобильный телефон?

- Звучит банально, но с идеи, сценария. Есть проверенный «рецепт»: если вы хотите снять полный метр - достойное кино, то для этого вам придется написать как минимум десять сценариев, выкинуть их в топку, а начиная с одиннадцатого, скорее всего, что-то начнет получаться. Так мне сказал один продюсер, а потом я прочитал, что точно так же говорит Фрэнк Дарабонт, режиссер популярных фильмов «Зеленая миля» и «Побег из Шоушенка». Он рассказывал, что 10 сценариев выкинул в топку, а 11-й «выстрелил». То же самое с короткометражными фильмами или блогами: нужно придумать 10-20-30 плохих идей, чтобы пришла одна хорошая.

Сценарий фильма «Смерть нам к лицу» стал 11-м - я не специально подгадывал, так получилось. Очень влиятельный продюсер Игорь Мишин, с которым я сотрудничаю, 4 года на меня давил: «Боря, ты не сценарист, ты режиссер. Давай найдем тебе сценарий». А когда я прислал ему этот сценарий, он в час ночи позвонил: «Что случилось? У кого ты это украл?» Он не поверил, что я сам его написал.

А я и правда после окончания ВГИКа долго вообще не мог понять, как написать полный метр. И потом мне пришла гениальная, как мне тогда казалось, идея - сделать оммаж фильму Георгия Данелии «Осенний марафон» и рассказать похожую историю. Я писал месяца три-четыре и плакал от того, как это гениально, отослал своим знакомым звездам, которые были очень корректны и сдержанны в оценках - спасибо им. Через год, когда сам перечитал тот ужасный сценарий, мне было так стыдно! Но вместо того, чтобы опустить руки, я написал еще один.

Личный труд

- Можно ли научиться писать сценарии?

- Никто не научит вас лучше, чем вы сами, ваш труд и личный опыт. Вы можете посмотреть миллионы фильмов, прочитать десятки книг по драматургии, но написать ничего не получится. Как только начнете снимать на камеру, поймете все о свете, об объективах. Как только начнете писать, увидите, как работает трехактная структура или диалоги. Сидеть и глубокомысленно рассуждать о плохом и хорошем кино - это удел BadComedian. Если хотите снимать сами, нужно пытаться делать свое. Любой отрицательный опыт - уже опыт. В каждом вашем плохом сценарии будет что-то хорошее - деталь, диалог, персонаж…

Онлайн-возможности

- Каков бюджет фильма?

- 6 млн российских рублей (200 тыс. белорусских). В действительности можно снимать кино и дешевле, например, за 1 млн рублей (33 тыс. белорусских) сделать полнометражный фильм, и он окупится. Конечно, нужно исходить из своих возможностей и в соответствии с ними писать сценарий. Но главное, что я хочу вам сказать, - сегодня, в ХХІ веке, можно получить финансирование, продав фильм еще на уровне идеи, сценария онлайн-платформам (Яндекс, Премьер, Нетфликс). Мы так сделали с фильмом «Смерть нам к лицу» - и вернули все вложенные деньги. А я, как продюсер, еще и заработал.

До создания сценария х/ф «Смерть нам к лицу» было 10 неудачных попыток.
До создания сценария х/ф «Смерть нам к лицу» было 10 неудачных попыток. Фото: Кадр из фильма

Представить такое еще 5 лет назад было невозможно. А сегодня распахнуты двери для всех, потому что сумасшедший дефицит идей во всех сферах. Раньше думали, что откроется Интернет и все начнут снимать про суровую правду жизни, про самое дно - наркотики, проституток, воров, но нет. Сегодня нужно найти «изюминку», которая заинтересует зрителей.

Две причины

- Вы около двадцати лет только нащупывали путь, шли к успеху. Неужели такая любовь к профессии? Наверное, не всем подойдет…

- Я считаю, что кино нужно заниматься по двум причинам: если ты от этого ловишь дичайший «кайф» и если просто не можешь этим не заниматься. Вот ты работаешь в офисе или на заводе, а тебе каждый день приходят какие-то идеи, ты видишь кадры, замечаешь смешных и интересных людей в кафе, хочешь про них снять фильм - вот тогда ты должен снимать.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно