В один из январских дней 1999 года в отделение милиции в подмосковных Химках поступило заявление об исчезновении человека. Привычный ко всему оперативник пробежал глазами данные, но, увидев приложенную к заявлению фотографию, удивленно воскликнул:
— Так ведь это же та… Ну которая в «Двенадцати стульях»!
«Та, которая...» или «тот, который...» — таков удел многих актеров эпизодических ролей. Эти мастера могут играть ярко, оставаться в памяти зрителей, но чаще всего их имена публика не запоминает.
Актриса Вера Ивлева в «Двенадцати стульях» режиссера Марк Захарова играла подругу Эллочки-Людоедочки Фиму Собак. Играла просто роскошно: не запомнить эту яркую даму с папиросой в зубах было просто невозможно.
Маленькая роль стала визитной карточкой актрисы, хотя друзьям она признавалась, что далась она нелегко: для некурящей Ивлевой сцена едва не закончилась потерей сознания от табака.
Хочу стать актрисой!
Ее называли «счастливой неудачницей»: она играла в кино у лучших режиссеров, много лет служила в одном из самых популярных театров, но так и не получила ни одной главной роли, в которой могла бы раскрыться полностью.
Она родилась в деревне в обычной крестьянской семье, с детства умела ухаживать за скотиной. Вера хорошо училась, и родители мечтали, что дочь получит хорошее образование. Увлечение девочки и ее брата-близнеца Саши самодеятельностью не принимали всерьез.
Но Вера и Александр Кислаевы (девичья фамилия актрисы) после окончания школы отправились в Москву поступать в училище имени Щепкина. Однако их не приняли.
Саша как-то сразу сник и сдался. Этот провал будто предопределил всю его дальнейшую жизнь. Он умер в 1984 году, едва преодолев 30-летний рубеж.
Вера проявила завидную настойчивость и с третьего раза все-таки была зачислена в вуз.
Ей сразу дали понять, что с простой деревенской внешностью не стоит рассчитывать на роли романтических героинь. Но Вера подавила в себе комплексы, решив, что настоящая актриса сумеет себя проявить там, где представится возможность.
Первые успехи и разрушенный брак
В 1965 году на экраны вышли сразу несколько картин, где молодая студентка «Щепки» Вера Кислаева мелькнула в эпизодах. Но впервые зрителям она запомнилась годом позже, в «Сказке о царе Салтане». В фильме Александра Птушко актриса сыграл Ткачиху, и образ этот получился ярким и сочным.
Посыпались новые предложения, правда, речь шла о небольших ролях. Но Вера была убеждена, что это только начало и все впереди.
Ради карьеры пришлось пожертвовать первым браком. Супруг, офицер Дмитрий Ивлев, от которого Вера родила дочь Ольгу, видел жену в качестве домохозяйки и поставил условие: либо он, либо работа. Актриса выбрала работу. На память от брака осталась фамилия, под которой Вера выходила на сцену театра и снималась в кино.
Захаров просил подождать и потерпеть
После окончания училища она работала в Московском областном театре драмы, в Театре миниатюр, а в 1973 году пришла в «Ленком». Ивлева преклонялась перед талантом Марка Захарова и отметала предложения о переходе в другие театры, называя режиссера «гением».
Захаров просил Веру немного подождать, потерпеть, говоря о том, что ее звездная главная роль еще впереди. Это ожидание растянулось на четверть века и закончилось ничем…
Талант актрисы оценил Леонид Гайдай, который задействовал ее практически во всех своих поздних картинах начиная с фильма «За спичками», где Ивлева великолепно сыграла Анну-Кайсу.
Но все это опять-таки были небольшие роли, да и к тому же эти картины уступали лучшим работам Гайдая.
На личном фронте тоже все было непросто. Актриса несколько лет жила в гражданском браке с художником-гримером Наумом Маркзицером, и эти годы были едва ли не самыми счастливыми в жизни Веры Ивлевой. Но потом Наум Владимирович решил уехать в США, предложив поехать с ним и Вере с дочерью. Актриса категорически отказалась.
Правда, дочь Ивлевой рассказывала журналистам, что дело было вовсе не в этом. Просто в какой-то момент они поссорились, и Вера, проявив жесткий характер, ушла от человека, которого любила. Потом она очень жалела об этом поступке.
Ирония судьбы
Был и еще один опрометчивый поступок, связанный с профессией. Как-то в середине 1970-х к Ивлевой домой приехали две женщины, представившиеся ассистентками Эльдара Рязанова. Они предлагали роль в новой картине. Но актриса заявила, что не готова сейчас с ними это обсуждать. Ассистентки уехали, и о роли речь больше не шла.
Вера Александровна вовсе не собиралась отметать предложение с порога. Просто ее застали во время домашних дел, обстановка в квартире была скромной, и актрисе было просто стыдно общаться с незнакомыми людьми. Как потом выяснилось, звали Ивлеву ни куда-нибудь, а в «Иронию судьбы»…
Кризис начала 1990-х в стране совпал и с жизненным кризисом Веры Ивлевой. В «Ленкоме» у нее осталась только роль второго плана в единственном спектакле. Марк Захаров, занятый проблемами выживания театра в сложных экономических условиях, больше не давал актрисе никаких обещаний. И здесь она, наверное, впервые пожалела о своей четвертьвековой верности гению.
Загадочная смерть
Дочь выросла, вышла замуж, и между близкими людьми начались конфликты и непонимание. Особенно ситуация обострилась после того, как в 1996 году Веру Александровну сбил автомобиль. За год до этого с Ивлевой произошел аналогичный случай, но она отделалась легким испугом.
На сей же раз актрису доставили в больницу с многочисленными травмами и сильным ушибом головы. После этого здоровье Веры Александровны серьезно пошатнулось.
В Рождество 1999 года она посетила церковь, а вечером 8 января поехала в гости к сестре. Домой она не вернулась.
Проверка больниц, моргов, опросы родных, друзей ничего не дала. Вера Ивлева ушла от сестры, жившей в Химках, около 11 вечера. Ехать до дома ей было недалеко, однако на этом пути что-то произошло.
Спустя два месяца, в марте 1999 года, когда стал сходить снег, в районе Бутаковского залива прохожий наткнулся на сильно поврежденное тело. Останки успели обглодать бродячие собаки.
До сих пор неизвестно, что произошло в тот вечер. Судмедэксперты пришли к выводу, что повреждения на теле, приведшие к смерти, скорее всего, были получены в результате ДТП.
Какой-то водитель сбил Веру Александровну, а затем, испугавшись ответственности, отвез тело подальше от места происшествия и закопал его в снегу.
Найти виновника смерти актрисы не удалось. Возможно, этот человек сейчас читает наш материал, радуясь тому, как ловко он избежал наказания.
Возвращение из забвения
Веру Александровну Ивлеву похоронили в закрытом гробу на Машкинском кладбище, рядом с братом Александром.
Спустя десятилетие энтузиасты из Общества некрополистов, изучающие некрополи и разыскивающие потерянные могилы знаменитостей, наткнулись на могилу актрисы и пришли в ужас от ее запущенного состояния.
Сначала они сами привели захоронение в порядок, а затем с помощью прессы удалось подключить местную администрацию. В 2012 году усилиями некрополистов, общественников, друзей и просто неравнодушных людей на могиле Веры Ивлевой был установлен новый достойный памятник. На его открытие приехали и коллеги из театра «Ленком», в памяти которых актриса навсегда осталась добрым и светлым человеком.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть