Сто лет назад, 28 марта 1925 года, родился Иннокентий Смоктуновский — актер, которого не смогли узнать в Москве 1958-го, но хорошо знали по всей стране в 1980-х, а также помнят и сегодня.
В фильме «Москва слезам не верит» есть сценка, которая вызывала улыбки у зрителей, которые смотрели картину в год выхода. Сценка примечательная — Москва, 1958-й, фестиваль французского кино, по лестнице поднимаются звезды того времени, и две подруги-лимитчицы радостно визжат, узнавая Татьяну Конюхову, Георгия Юматова и Леонида Харитонова. А когда Юматов перебрасывается парой фраз со стоящим рядом с ними человеком, они судорожно спрашивают: «А вы тоже актёр? Как ваша фамилия?». Тот сначала отнекивается — мол, она вам ничего не скажет, но потом признаётся, что его зовут Смоктуновский.
В 1980-м это выглядело и звучало забавно — как можно не знать Иннокентия Смоктуновского? Но в 1958-м Смоктуновский лишь начинал свой путь к славе, хотя действительно — «поздновато начинал», как выразилась героиня Ирины Муравьевой. Ему было 33 года, у него позади были потери родных в тридцатые годы, война с получением медалей и пленом, работа в театрах в самых удалённых уголках страны. И путь к славе он тоже уже начал — сыграл князя Мышкина в спектакле ленинградского БДТ «Идиот», который поставил Георгий Товстоногов.
Норильск как убежище
Смоктуновский родился 28 марта 1925 года в небольшой деревне в Томской области. Его предки были крестьянами из Белоруссии, за какую-то провинность сосланными в Сибирь. В 1930-е семья Смоктуновичей — такая настоящая фамилия актёра — подверглась раскулачиванию, в 1937-м один из братьев отца был репрессирован, а он с родителями перебрался в город — сначала в Томск, а потом и в Красноярск, где и встретили войну. Отец его воевал с первых дней и пропал без вести в августе 1942-го. Лишь много позже стало известно, что он погиб. В январе 1943-го призвали и Иннокентия — он недолго проучился в военном училище, но офицерского звания не получил, отправился рядовым под Курск, потом форсировал Днепр и освобождал Киев… И в тех края попал в плен, провёл в немецких лагерях месяц, сумел сбежать, воевал у партизан, затем — снова в строю, воевал в Польше и Германии. У Смоктуновского две медали «За отвагу». Но первую, за Днепр и Киев, он получил лишь спустя двадцать лет.

А после демобилизации осенью 1945 года он оказался никому не нужен — плен в его бумагах поставил крест на многих планах из-за запрета на проживание в 39 крупнейших городах страны. Он успел изучить азы актёрской профессии в родном Красноярске, а потом уехал от греха в Норильск, где поступил на работу в местный театр драмы. Там он и превратился в Смоктуновского, сменив фамилию по совету директора труппы.
Возможно, там бы он и провёл всю жизнь, если бы случай не свёл его с Георгием Жжёновым — тот уже отсидел первый срок, который получил ещё до войны, а в 1949-м был отправлен в ссылку, как он сам рассказывал, на всякий случай. Жжёнов посоветовал молодому актёру подрабатывать фотографией, дал денег на фотоаппарат и научил печатать снимки, а уже в начале 1950-х и вовсе рекомендовал отправиться на «Большую землю». Смоктуновский обоим советам последовал, но поначалу оказался не в Москве, а на юге.

Неласковая Москва
Он вспоминал, что работа в театрах Грозного, Махачкалы и Сталинграда не удовлетворяла его актёрское эго — мол, играл «не то, не так». Ещё и личные проблемы добавились — в Махачкале он познакомился с актрисой Риммой Быковой, отбил её у мужа, они поженились, но семейная жизнь не сложилась. Начались скандалы, масла в огонь добавляла и сама Быкова, которая только распаляла ревнивого Смоктуновского, да ещё и бытовая неустроенность давала о себе знать... Последней каплей стали измена супруги, драка с соперником и разбирательство на профкоме. Смоктуновский собрал свой небогатый багаж и в 1955-м отправился покорять Москву, пообещав, что если не прославится за пять лет, то вообще уйдёт из профессии. С Быковой он, разумеется, развёлся.
Москва встретила его неласково. Смоктуновскому удалось устроиться в «Ленком», но без зарплаты — ему платили лишь за выход на сцену в спектаклях, но при этом ролей не давали. Однако именно там он познакомился с художницей по костюмам Суламифью Кушнир, которая стала его второй женой и оставалась с ним до самого конца, несмотря на все трагедии.
Кушнир же познакомила Смоктуновского и с Иваном Пырьевым — а тот уже устроил «понаехавшего» провинциала в театр-студию киноактёра, где и роли ему нашлись, и кинематографисты обратили на него внимание. Вскоре он снялся фильмах «Убийство на улице Данте», «Как он лгал её мужу» и в военной драме «Солдаты». А после ещё одной роли в «Шторме» по рекомендации актёра Евгения Лебедева, тоже игравшего в этой картине, на Смоктуновского обратил внимание Товстоногов, готовивший своего «Идиота».
Гамлет и Деточкин вместо «Сорок первого»
Собственно, с этого момента и началась история успеха Смоктуновского, которого любили миллионы и которого не могли не знать зрители фильма «Москва слезам не верит». Кстати, та сцена с подругами произошла позже премьеры «Идиота», но вряд ли подруги-лимитчицы были в курсе о громкой премьере в одном из ленинградских театров. А вот Юматов Смоктуновского как раз уже знал и достаточно хорошо — они буквально только что, в 1957-м, снялись вместе в фильме «Рядом с нами».
Кстати, Смоктуновский мог бы прославиться и раньше — он был одним из претендентов на роль белогвардейца Говорухи-Отрока в фильме Григория Чухрая «Сорок первый». Но режиссёру его пробы не понравились — рядом с Изольдой Извицкой он смотрелся не слишком хорошо, так что эту роль получил Олег Стриженов.
Дальнейшая карьера Смоктуновского известна очень хорошо. В 1964-м ему досталась роль принца датского в знаменитом «Гамлете» Григория Козинцева — это исполнение и сейчас считается эталонным. В «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова Смоктуновский попал абсолютно случайно — роль Деточкина была написана под Юрия Никулина, но тот категорически отказался и даже уехал на гастроли, а последующие пробы показали, что именно в исполнении Смоктуновского персонаж получается наиболее соответствующим задумкам режиссёра. Но сам актёр вовсе не горел желанием играть «советского Робин Гуда» — он неважно себя чувствовал, его вымотали съёмки и работа в театре. Но Рязанов не принял отказа и даже специально приехал в Ленинград, чтобы взять расписку.
Умер Иннокентий Смоктуновский 3 августа 1994 года в возрасте 69 лет от второго инфаркта. Первый у него случился за несколько месяцев до этого, но он отмахнулся — его дочь Мария вспоминала в беседе с АиФ, что Смоктуновский даже в реанимации звонил режиссёру Владимир Наумову по поводу роли, которую играл в его фильме. По его мнению, чтобы «победить роль», надо было «отправить в нокаут собственное сердце». Это был его девиз, которому он следовал всегда, на всех фильмах и во всех театрах, в которых служил, от далекого Норильска до ленинградского БДТ и столичного МХАТа.
Лучшие роли Иннокентия Смоктуновского












Лучшие роли Иннокентия Смоктуновского













Пять жен, шесть детей. Семья Михаила Ефремова: кто ждёт его на свободе
Что осталось за кадром. Кинозвёзды, прожившие свои последние дни в хосписах
Не только Бонд, Джеймс Бонд. 7 ролей Тимоти Далтона
«Не меня любили бы, так другую». Правила жизни актрисы Ларисы Голубкиной
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть