609

На грани обморока. Почему были претензии к фильму «Мой друг Иван Лапшин»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 38. Вставить свои пять 17/09/2024
Кадр из фильма

Сценарий фильма «Мой друг Иван Лапшин» был написан Эдуардом Володарским ещё в 1969 году по повести Юрия Германа «Лапшин». Тем не менее к работе над этим фильмом сын писателя Алексей Герман приступил лишь спустя десять лет.

Действие снятого в конце 1970-х и выпущенного после долгих мытарств в 1984-м фильма «Мой друг Иван Лапшин» разворачивается в 1930-е годы. Режиссер рассказывал, что на съёмки картины был прямой заказ: правоохранители предложили ему экранизировать произведение его отца-писателя о начальнике опергруппы Лапшине. Как известно, Юрий Герман был автором многочисленных книг про чекистов и сотрудников угрозыска – представители этих профессий обожали писателя.

У Германа-старшего о Лапшине несколько произведений, предполагалось, что фильм будет снят по роману «Один год», который был опубликован в 1960-м с учётом переработки ранних текстов. Однако Алексей Герман взял за основу повесть «Лапшин», написанную в 1937-м: материал для неё писатель собирал в отделениях милиции.

Мой друг Иван Лапшин
Мой друг Иван Лапшин Фото: Кадр из фильма

КСТАТИ
Предположительно, Окошкин (в исполнении Алексея Жаркова) появляется также и в более позднем фильме Германа «Хрусталёв, машину!», описывающем события 1953 года, в качестве высокопоставленного чиновника МВД. В частности, в этом фильме у персонажа Жаркова есть такая фраза o генерале Клёнском: «Его жена у нас в Унчанске до войны роли играла». Жену Клёнского играет Нина Русланова (актриса Наташа Адашова в «Иване Лапшине…»).

Главный герой – чекист – идеально выписан по всем соцреалистическим канонам. Однако его подвиги, его труд по поимке преступников оказываются на периферии внимания. В центре же история неразделенной любви к провинциальной актрисе. По мнению критиков, это «вещь, заполненная абсолютно чеховской меланхолией, ворохом нелепых пустяков». Но для чего?

В каждом интервью Герман говорил: «Лапшин» – фильм о людях, которые скоро умрут; никто из главных героев не переживет 37-й год». Знаки смерти рассеяны по фильму: замерзшие трупы в подвале, лиса, съевшая петуха в живом уголке... Для родившегося в 1938 году Германа было важно вспомнить то, что вспомнить уже невозможно, и одновременно то, что вспомнить необходимо. Отчасти – из-за верности тем, кто попал в жернова истории…

Мой друг Иван Лапшин
Мой друг Иван Лапшин Фото: Кадр из фильма

Герои и роли

Лапшин был списан с реального человека – сотрудника уголовного розыска Ивана Бодунова. Они были дружны с Юрием Германом. Бодунов был человеком жёстким и даже где-то жестоким, но писатель нашёл с ним общий язык и очень дорожил дружбой.

На эту роль режиссёр принципиально искал малоизвестного актёра «с печатью смерти на лице». В результате утвердили Андрея Болтнева, который работал в театрах Уссурийска и Новосибирска. После выхода фильма актёр стал очень популярен, и его наперебой начали приглашать сниматься.

На роль журналиста Ханина режиссёр, наоборот, искал известного актёра – среди кандидатов были Александр Филиппенко, Анатолий Васильев, но роль в итоге досталась Андрею Миронову.

В одной из сцен с Андреем Мироновым снимался настоящий уголовник. Интересно, что образ бандита доверили человеку, действительно отсидевшему более десяти лет в тюрьмах за тяжёлые преступления. При подготовке к съёмкам режиссёр насмотрелся на них настолько, что безошибочно вычислял в толпе. Он подошёл к мужчине из рабочей группы, узнал, что тот действительно сидел за воровство и убийство, и предложил сыграть бандита. Миронов своего партнёра по съёмочной площадке жутко боялся и говорил режиссёру, что готов на что угодно, лишь бы с ним не контактировать.

Фото: Кадр из фильма

Никто не хотел смотреть…

Готовясь к картине, Алексей Герман и его жена Светлана Кармалита целый месяц выезжали на допросы в тюрьмы, присутствовали при опознании убитых. Позже режиссёр вспоминал: «Я в этом очень много жил. Считаю, что первые мои сердечные неприятности начались от этого. Я туда приходил, там сидел, а вся моя съёмочная группа надевала шапки на лицо. Они не хотели на это смотреть… Мне же нужно было Лапшина впустить в этот мир, где все на грани обморока, а он смотрит на это как на работу: пришёл, сделал, ушёл».

КСТАТИ
По словам Германа, на первом просмотре фильма, на котором присутствовали режиссеры Элем Климов и Андрей Смирнов, они оба сказали, что «Ивана Лапшина…» смотреть невозможно, мотивируя эти слова тем, что это не фильм, а «броуновское движение».

Для Германа было важно следовать исторической правде – он не изменил этому правилу ни в одной картине. За что и поплатился. В отделе культуры ЦК КПСС, который по сложившимся правилам принимал фильм, кинолента вызвала бешенство. Тридцатые годы – период великих строек социализма, когда миллионы людей строили город-сад, страну-сад… И в ЦК, как рассказывал Герман, сказали примерно следующее: «Он же видит, сволочь, что сада не получилось… И нарочно это всё выставляет, для того чтобы нас побольнее уколоть!»

На это режиссёр отвечал: «За правду того, что у меня показано про 30-е годы, я ручаюсь. Я же рассказываю, как было в действительности».

«Всё было по-другому!»

Ожидаемо, что снятый материал кому-то наверху не понравился, из-за чего показ готовой ленты отложили. Претензий к картине было немало, одна из самых серьезных – очернение действительности. Германа упрекали в том, что он искусственно дегероизировал эпоху 30-х. Критики настаивали, что лишним было строить такие страшные декорации: «Не было тогда таких жутких бараков, улиц, квартир! Всё было по-другому!» А когда режиссёр говорил, что бараки никто не возводил – это настоящие строения, в которых в 80-х годах ещё жили люди, его попросту не слышали…

Но через некоторое время фильму всё-таки дали зеленый свет, а в 1986 году создатели картины и актёры Андрей Болтнев и Нина Русланова получили Госпремии.

 

Оставить комментарий (0)