В 1980-1990-е годы отечественное телевидение менялось прямо на глазах у зрителей: происходил переход с советской модели на пришедшие с Запада стандарты, появлялись и исчезали новые передачи и новые принципы работы в эфире. Загорались и новые звезды. «АиФ.ru» вспоминает, кем они были, как пришли в эфир, чем прославились и чем живут сегодня.
Михаил Осокин
«Телеведущий американского типа» на телевидении оказался случайно. Осокин учился на истфаке, со второго курса его отчислили за участие в студенческой забастовке. После армии восстановили, он получил диплом и пришел работать на радио. А в конце восьмидесятых на ТВ начали поиск нового подхода к работе и Михаил пришелся ко двору в утреннем шоу (то самое «Доброе утро»). Но уже вскоре Осокин вел вечерние эфиры ТСН, а в 1993-м — вместе с Татьяной Митковой — оказался на новом канале НТВ и тоже стал его лицом. В начале нулевых ушел с НТВ в составе «команды Киселева», вел программы на ТНТ, ТВ-6, ТВС, вернулся в «Сегодня», а в 2006-м окончательно ушел с канала, одним из символов которого был. Работал на международном RTVi, потом вел новости и собственное шоу на Рен ТВ. Окончательно с телевидением Осокин расстался в 2014-м: он начал писать авторские колонки на «Сноб», потом — в «Собеседник». По его признанию, он продолжает заниматься новостями, но в «литературной сфере».
Татьяна Миткова
В юбилейном фильме ее назвали «символом российского телевидения» и «королевой российского эфира». А она просто всю сознательную жизнь проработала на ТВ, куда пришла еще во время учебы на факультете журналистики МГУ. Миткова запомнилась зрителям по утренней программе «120 минут» (сейчас «Доброе утро»): через этот утренний эфир прошли многие телезвезды. Потом стала ведущей на ТСН, где как раз переходили от привычных дикторов в сторону большей свободы самовыражения в эфире. Из-за отказа зачитывать в эфире официальное сообщение о событиях в Вильнюсе в январе 1991 года ее уволили. Правда, ненадолго. Миткова вернулась уже в августе, а в 1993-м пришла на канал НТВ, на котором и осталась на долгие 11 лет, став лицом новостной программы «Сегодня». Сейчас Миткова редко появляется в эфире, работает на НТВ главным редактором службы информации и снимает документальные фильмы.
Лариса Вербицкая
Родители Вербицкой готовили дочь к дипломатической карьере, она стала филологом, а работать начала диктором на молдавском телевидении. Потом сумела перебраться в Москву, попала в дикторский отдел Центрального телевидения. А в 1987-м, когда в СССР впервые задумались о создании утреннего шоу, Вербицкая оказалась в числе ведущих будущего «Доброго утра», где и осталась на 27 лет. Она ушла из программы в 2014-м и сейчас ведет светскую жизнь, приходит в гости к другим ведущим и помогает людям найти подходящий имидж.
Татьяна Веденеева
Татьяна Веденеева сначала прославилась как киноактриса: она окончила ГИТИС, сыграла в 1975 году в комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!» Эллу, скромную воспитанницу донны Розы. Пыталась работать в театре, но не сложилось. Зато сложилось на телевидении. Была диктором. Как новичок работала по ночам, добилась перевода на дневные эфиры. Ну а затем окончательно освоилась на ТВ и начала появляться в развлекательных передачах, к середине восьмидесятых став одной из самых известных ведущих. Особенно помогло в этом участие в «Спокойной ночи, малыши», — тетю Таню знали все дети СССР — а также в утреннем шоу Центрального телевидения (да, в «Добром утре») и других детских передачах: «Будильник», «В гостях у сказки». Все девяностые Веденеева жила за границей, но отечественные зрители ее все равно помнили, и, когда она приехала обратно, ее возвращение к профессии прошло на удивление гладко. Она вела программы на нескольких каналах, с конца нулевых начала работать в театре «Школа современной пьесы», ведет различные концерты и шоу.
Арина Шарапова
Когда-то Шарапова работала в РИА Новости, потом была лицом свежесозданных «Вестей» на ВГТРК, в середине девяностых ушла на Первый канал, вела «Время» (недолго, всего два года). Потом пыталась запустить собственные шоу на НТВ («Арина») и ТВ-6 («Место встречи с Ариной Шараповой»), но в итоге снова оказалась на Первом канале в утренней программе, уже получившей окончательное название «Доброе утро». Ведущей «Доброго утра» Арина Шарапова остается и поныне, хотя иногда ее можно увидеть и за пределами утреннего эфира: например, в «Модном приговоре» или в качестве ведущей дебатов перед выборами в Госдуму.
Кирилл Набутов
Сейчас Набутова большинство телезрителей знают по голосу, как спортивного комментатора. А в начале девяностых он стал первооткрывателем жанра «мужского журнала» на телевидении, придумав «Адамово яблоко», которое выходило сначала на ленинградском ТВ, а потом на РТР. Конечно, поздние выпуски этой передачи уже не отвечали запросам времени, но в самом начале телевизионный аналог все еще малодоступного журнала Playboy пользовался повышенным спросом. Любопытно, что начинал Набутов свою телекарьеру спортивным комментатором: на все том же Пятом ленинградском канале. Но про спорт в «Адамовом яблоке» тоже говорили.
Светлана Сорокина
Сорокина запомнилась зрителям как ведущая «Вестей» на ВГТРК (сейчас «Россия 1»), которая каждый выпуск завершала фирменными «прощалками»: длинными авторскими размышлениями о жизни, ситуации в стране и о новостной повестке дня. У нее весь стиль работы в новостной программе был именно авторский: «сверху» не раз намекали, что убрать неудобную ведущую из эфира будет правильнее, чем позволять ей резвиться. Она ушла, когда «Вести» стали сугубо новостными, ведь в таком формате вольности не допускались. Для самой Сорокиной «Вести» были вторым этапом в карьере: в выходивших на ленинградском ТВ «600 секундах» она, конечно, не достигла популярности Александра Невзорова, но тоже была весьма и весьма заметна. После «Вестей» были «Герой дня» и «Глас народа» на НТВ, борьба за канал, переход на ТВ-6 и окончательный уход из тележурналистики в 2002 году. Дальше в ее карьере было многое, в том числе и политическое ток-шоу «Основной инстинкт» на Первом канале, но надолго Сорокина нигде не задерживалась. Она работала и на центральных, и на региональных каналах, вела ток-шоу на канале «Дождь», активно занималась благотворительностью.
Борис Крюк
Борис Крюк вырос в семье, которая придумала и реализовала на советском еще телевидении викторину «Что? Где? Когда?»: его мать Наталия Стеценко, а отчим — Владимир Ворошилов. Так что выбор профессии для него был очевиден. С 1991 года он (вместе с Аллой Волковой) вел шоу «Любовь с первого взгляда», тогда же запускал «Брейн-ринг», а после смерти Ворошилова взял на себя руководство и его игровым проектом. Сейчас он один из руководителей телекомпании «Игра-ТВ», а заодно — голос ведущего игры «Что? Где? Когда?», который иногда показывается игрокам и телезрителям.
Леонид Парфенов
Еще до того, как стать известным на всю страну, Парфенов внес вклад в отечественную рок-музыку: в середине восьмидесятых именно он, корреспондент вологодского областного телевидения, познакомил своего земляка и начинающего музыканта Александра Башлачева с Артемием Троицким. Троицкий помог Башлачеву перебраться в Ленинград, и все завертелось. Ну а сам Парфенов в 1986 году попал в прогрессивную Молодежную редакцию ЦТ, через два года перешел в «Авторское телевидение»: первую частную телекомпанию, делавшую популярное ток-шоу «Взгляд». В 1990 году запустил собственную передачу «Намедни», которая стала его фирменным товарным знаком. «Намедни» выходила сначала в еженедельном формате как сводка неполитических новостей (что не помешало Парфенову жестко высказаться об отставке Шеварднадзе и получить первое отстранение от эфира), потом ведущий оказался с ней на НТВ, а в 1996-м они превратились в документальный цикл «Намедни. Наша эра», который рассказывал о жизни в стране и мире с 1961 года. Наверное, именно документальные «Намедни» больше всего запомнились зрителям: позже Парфенов выпустил красочные альбомы по мотивам этого цикла. Сам ведущий с 2004 года (после увольнения с НТВ) постоянной прописки на телевидении не имел, но регулярно делал очень качественные документальные фильмы, которые показывались в эфире ведущих каналов России. Среди последних его работ — снятая к 150-летию фотографа Сергея Прокудина-Горского картина «Цвет нации» и трилогия «Русские евреи».
Оксана Пушкина
Она начинала карьеру в молодежной редакции ленинградского Пятого канала в середине восьмидесятых, но первые самостоятельные опыты («Госпожа удача», «Человек результата») успеха не принесли. Пушкина уехала в США, стажировалась на ABC, а по возвращении пришла на ОРТ (Первый канал) и выстрелила «Женскими историями Оксаны Пушкиной». Об успехе программы говорило и то, что, когда через пару лет она ушла на НТВ и запустила там «Женский взгляд Оксаны Пушкиной», Первый канал ответил на это небольшим демаршем: сделал передачу-клон «Женские истории с Татьяной Пушкиной». «Женский взгляд» продержался в эфире НТВ почти 15 лет, а его закрытие было связано с уходом ведущей: она вернулась на Первый канал, чтобы недолго делать «Я подаю на развод», а потом и вовсе подалась в политику. Пушкина была уполномоченной по правам ребёнка в Московской области, в конце 2016 года стала депутатом Госдумы. В этом году она оказалась едва ли не единственным членом нижней палаты российского парламента, принявшим в конфликте вокруг Леонида Слуцкого сторону журналистов. Пушкина пообещала добавить в российское законодательство ответственность за сексуальные домогательства.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть