Александру Збруеву 31 марта исполняется 85. Но он по-прежнему выходит на сцену «Ленкома», которому посвятил уже больше 60 лет.
Сегодня у народного артиста — три названия в репертуаре. А какие авторы! Островский, Чехов, Гоголь… Но говорить ни о прошлом, ни о настоящем народный артист не хочет. Прошли те времена, когда с ним можно было запросто сидеть на веранде его «ТРАМа» и беседовать «за жизнь». В этих разговорах были и философия, и мудрость. А многие мысли Александра Викторовича актуальны и сегодня. Несколько неустаревших монологов артиста aif.ru публикует в день рождения юбиляра.
«Нас так часто предавали»
— Когда-то всех своих товарищей в арбатском дворе я легко называл друзьями, потому что знал: на них можно надеяться, они не предадут, это — моя защита. Теперь у меня есть добрые приятели, коллеги, с которыми сложились хорошие отношения. Но — не друзья. Актерская профессия ведь особенная. Здесь постоянно возникает вопрос: «Почему он, а не я?» Здесь нормой становятся такие качества, как самолюбие, ревность, честолюбие, тщеславие, даже зависть. А с ними сложно приобрести друзей. Мне, к слову, непонятны разговоры о белой и черной зависти. Зависть, она и есть зависть. Хотя, может, дело и не в профессии. Вы правы: сегодня каждый надеется только на себя. Мы перестали доверять окружающим. Да и потом, нас всех (в частности, мое поколение) так часто предавали, что я уже и не рассчитываю встретить человека, который мог бы быть моим другом. К тому же с возрастом становишься более требовательным к тем, с кем общаешься. Ждешь защиты, помощи, а часто получаешь… равнодушие. Мне кажется, сегодня люди уже не ищут себе друзей.
«Может, написать вашему главному?»
— Не хочется говорить банальности о зависимости профессии, однако от того, видит ли тебя главный режиссер в очередном спектакле, доверяет ли он тебе, хорошо ли к тебе относится, зависит твоя судьба в этом театре. К слову, когда мне долго не давали новых ролей, в «Ленком» приходили письма от поклонников: «Почему вы не играете? Может, написать вашему главному?» Смешно… Хотя многие талантливые люди погибли из-за того, что не играли или играли не то, что соответствовало их таланту. Но много и актеров средних способностей, которые случайно забираются на самую вершину.
Большую роль играет случай. И то, готов ли ты к нему. Не верьте рассказам о том, что актера остановили на улице и предложили главную роль в Голливуде. Так не бывает.
На «народного» зритель смотрит иначе
— Когда за фильм «Ты у меня одна» мне не дали «Нику», я заплакал. Было чудовищно обидно… Нет, нет, не возражайте, это была моя «Ника»! Точно! Другие номинанты были явно слабее… К сожалению, иногда премии присуждаются необъективно. Потом, правда, я получил свое на «Кинотавре» — приз за лучшую главную роль и в этой картине, и в «Бедной Саше». Для меня эти премии ничего, в сущности, не решают, зарплату в театре не прибавят. Но, во-первых, обидно, что хорошо сделанная тобой работа остается незамеченной. А во-вторых, есть общественное мнение. Как оно создается, известно вам, мне. Людям, которые приходят в театр, это неведомо. Поэтому, если в программке перед фамилией стоит словосочетание «народный артист», зритель подсознательно начинает смотреть на тебя другими глазами.
Мог бы сделать больше
— Убежден: актер не бывает счастливым. Он может быть удовлетворен своей работой. Не больше. У меня нет такого: дайте мне это сыграть, дайте то. Но, как любой артист, я тщеславен и честолюбив. Когда узнаю, что меня нет в хорошей пьесе, в которой хотел бы сыграть, огорчаюсь. Проходит время. И вдруг ловлю себя на мысли: а ведь хорошо, что я не занят в этом спектакле, есть время сниматься. Хотя… Без ложной скромности скажу: и в театре, и в кино мог бы сделать значительно больше.
«Мы все словно в танке»
— Актерская специализация очень узкая. Мы все находимся словно в танке. Вроде бы ты должен быть образованным человеком, понимать музыку, живопись, литературу, хотя бы раз в три месяца бывать в консерватории, в музее. А выясняется — сегодня это не важно. Главное — быть в нужное время в нужном месте. И умным актеру быть необязательно. Ум, может быть, даже мешает. Ведь думающий актер на сцене и в жизни — это два разных человека. Многие очень известные люди не были умными, но при этом были суперталантливыми актерами.
«Не взлетел я высоко»
— Роль Ганжи, конечно, принесла дивиденды. Были еще «Мой младший брат» по Аксенову, «Два билета на дневной сеанс», «Одинокая женщина желает познакомиться», «Ты у меня одна», «Бедная Саша». Вроде, и фильмы популярные, и зрителя зацепили. Но снимался-то я значительно больше. А среди картин нет такой, с которой бы ассоциировалось мое имя. У Самойловой — «Летят журавли», у Кузнецова — Сухов. А попросите вон девушку назвать мои фильмы — дай бог, один-два вспомнит. Ну, не взлетел я высоко!..
Если бы начать все с нуля, актером не стал бы. Что хорошего дала мне профессия? Узнаваемость? Это тщеславие.
Отказался сниматься у Рязанова
— Неприлично говорить, что я отказался сниматься у Эльдара Рязанова. Он — один из классиков. А я кто такой?.. Но после съемок в «Бедной Саше» сценарий «Тихих омутов» мне не приглянулся. Казалось, роль не моя. Мне даже удалось убедить Рязанова, что главный герой — не я. Он пытался настаивать, но я остался при своем мнении и предложил попробовать Андрона Кончаловского или Сашу Абдулова. В результате Саша и снялся.
Сказать режиссеру, что мне не нравится сценарий, что это чудовищно — все равно, что сказать женщине: «Вы такая некрасивая!» Ее можно не просто обидеть, но и убить. Я хочу оставаться деликатным человеком. Даже если мне что-то не нравится, своего мнения никогда стараюсь не навязывать.
Хорошие возрастные актеры брошены
— У нас забывают талантливых людей. Нет настоящих агентств. Казалось бы, зачем Де Ниро или Дастину Хоффману агенты? Их и так все знают и приглашают. Однако именно агентство о них заботится, оно продолжает подыскивать им работу. В России хорошие актеры в возрасте — брошеные люди. Разве что режиссер увидит кого-то на ТВ: «Ой, смотри, жив курилка! Да и выглядит хорошо, а ну-ка, вызовите его…» Грустно.
Уступил Янковскому Гамлета
— Когда Глеб Панфилов предложил мне роль Гамлета, то попросил, чтобы я поговорил с Янковским по поводу Клавдия. Но я-то знал, что ни на что, кроме Гамлета, Олег не согласится… Это был мой личный интерес: я хотел, чтобы этот режиссер поставил этот спектакль в этом театре. В моем театре, где я работаю много лет. И я уступил Олегу Гамлета…
Лучшие роли Александра Збруева
Лучшие роли Александра Збруева
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть