5 октября 1940 года родился один из рекордсменов отечественного кинематографа Виктор Павлов: за 45 лет — 180 фильмов.
Дебютировал он 21-летним студентом. В крошечной роли без упоминания в титрах. Зато у Льва Кулиджанова (картина «Когда деревья были большими» участвовала в конкурсном показе Каннского фестиваля). Дальше все пошло как по маслу (как будто только его режиссеры и ждали): работа со Станиславом Ростоцким, Борисом Волчеком, Андреем Смирновым, Михаилом Швейцером, Владимиром Краснопольским и Валерием Усковым... Наконец — громкий успех и всесоюзная известность.
Менял театры, не уживаясь с режиссерами
В 1965 году Леонид Гайдай пригласил Павлова в «Операцию „Ы“ и другие приключения Шурика». И дело не только в способностях актера. Увидев актера с оттопыренным правым ухом (последствия детской травмы), режиссер, кажется, готов был взять его безо всяких проб. Ведь именно такой студент-изобретатель «Дуб» и нужен был Гайдаю:
— Дуб, как слышно?.. Лопух не догадался? Диктую ответ на первый вопрос девятого билета...
— Что с вами?
— В ухе стреляет...
— Значит, так: за изобретение ставлю «пять», а по предмету — «неуд»... Профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нем-мм, при нем-мм! Как слышно?
Гайдай многих актеров сделал звездами. Проснулся знаменитым после «Приключений Шурика» и Павлов. 55 лет прошло, а фильм и сегодня смотрят. Даром, что несколько поколений зрителей давно выучили все реплики наизусть.
Через несколько лет режиссер позовет Павлова в «12 стульев» на роль мужа Елизаветы Петровны. Но в гайдаевскую обойму Виктор не попадет. Кто-то скажет потом: у актера был непростой характер — он и театры менял не раз, не уживаясь с режиссерами, не получая работы в должном объеме. А когда ее нет, у любого испортятся и характер, и здоровье...
Однако, скорее всего, дело не в этом. Ведь снимался Павлов много. И в небольших, и в главных ролях. И у лучших режиссеров. Которые, вероятно, ценили в нем в первую очередь талант. Способность в равной степени удачно перевоплощаться и в комедийного героя, и в персонажа с трагической судьбой.
Собственно, сыграй Павлов только смешного «Дуба» в «Операции «Ы» и пропащего Левченко в фильме «Место встречи изменить нельзя», почетное место в истории отечественного кинематографа ему было бы уже обеспечено.
Левченко сыграл благодаря жене
— Здорово, ротный!
— Здорово, Левченко!
— Через час они угомонятся, я тебя выведу. Понял?
— Нет, Левченко, я не пойду...
— Значит, придется тебя заложить. Ты пришел за их жизнями, а значит, и за моей. На меньшее ты не согласен.
— Заложи меня, Левченко, заложи.
— А что мне делать?..
— Уходи ты!.. Я сделаю то, зачем пришел сюда. И жизнь твою не возьму.
— Я тебя не расколол, потому что нам с тобой под одной шинелькой спать доводилось. И ты свой офицерский доппаек... под койкой втихаря не жрал и за нашими спинами не прятался под пулями...
Легендарный диалог Левченко и Шарапова всякий раз держит в напряжении. Хоть и знаешь его дословно. И конец фильма, как место встречи, изменить нельзя...
Небольшая роль, может, и не привлекла бы внимания актера. В кино-то простоев не было, по 5-6 фильмов в год — почти норма. Поэтому, уезжая на очередные съемки, Павлов попросил жену-актрису просмотреть присланный сценарий. А вернувшись, услышал: «Этого Левченко можно сделать очень интересно». Так, благодаря жене в фильмографии Павлова появилась одна из лучших его работ.
Праздник на Птичьем рынке
Актриса театра им. Ермоловой Татьяна Говорова (в сентябре ей исполнилось 80) смогла стать для Павлова лучшим другом, советчиком, коллегой (супруги вместе снялись в нескольких фильмах). Да что там — самым близким человеком. Хотя и не были 40 лет их совместной жизни безоблачными. Виктор Павлович ревновал, обижался. Однажды даже ушел из дома, собрав нехитрый скарб. Но у ближайшего пруда посидел на скамейке, обдумал свое житье-бытье. Да и вернулся к жене с дочкой. Вдруг резко осознав: ведь нет у него никого дороже...
Профессия и любовь к семье — всё, чем, по большому счету, была наполнена его жизнь. Ах, нет! Были еще... голуби. Безграничная любовь к птицам, которую он вынес из послевоенного детства. Когда каждая поездка на Птичий рынок превращалась в праздник. Позже, спустя много лет, праздником было на «птичке» появление знаменитого актера Павлова — в кругу продавцов и посетителей он травил байки, рассказывал анекдоты... А потом возвращался под крышу Малого театра, где ему разрешили устроить птичник. Чтобы он мог там отдыхать душой, забывая о невзгодах.
К сожалению, продлить жизнь Виктору Павловичу не смогли ни любовь, ни голуби. Несколько инфарктов, инсульт... И в 65 лет Павлов ушел в другой мир. Оставив нам на память «Дуба», Левченко и еще несколько десятков больших и малых киноролей, ради которых он жил.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть