«Не хочешь, как Виноградова, будешь, как Персикова», — уверяет героиню Ирины Муравьевой герой Игоря Ясуловича в фильме «Самая обаятельная и привлекательная». Он сыграл фарцовщика-спекулянта с копной пышных волос. И это его фирменный стиль — мелькнуть на экране так, чтобы запомниться навсегда, наравне со всеми главными исполнителями. Он ушел из жизни в 81 год. Все последние недели актер провел в больнице — из-за возникших проблем с почками Ясуловичу пришлось делать срочную операцию. Однако операций оказалось несколько, после чего актера перевели в реанимацию, где подключили к ИВЛ.
Но зритель запомнил Ясуловича ярким, самобытным, талантливым. Это он, Ясулович, нелепый мужчина с собачкой, за прогулку с которой делает выговор строгая старшая по дому Нонна Мордюкова в «Бриллиантовой руке». Это он бродит с говорящим козлом в «Гостье из будущего». Это он, Ясулович, стоит голым на лестничной клетке в образе инженера Щукина в «12 стульях» Гайдая... Сотни ролей и перевоплощений, отточенное мастерство в самых, казалось бы, незначительных отрывках. Он был настоящим королем эпизода, большим мастером в крохотных зарисовках. Настоящей звездой дубляжа, фанатичным педагогом, настоящим профессионалом.
«Пошел за девочкой!»
Игорь Ясулович родился в семье военного и уже в детстве поколесил по Союзу. Появился он на свет под Самарой (тогда еще Куйбышевым), рос под Одессой, а юность встретил в Таллине.
Там он и пошел в театральный кружок. И не совсем за искусством — сам потом рассказывал, что там училась девочка, которая ему нравилась. Девочка осталась видением, а вот от любви к профессии Игорь Николаевич так никогда избавиться и не смог.
Он уехал в Москву, поступать во ВГИК и... сразу провалился.
После экзаменов будущий актер вместе с такими же неудачниками сел в трамвай. «Видимо, мы раскрепостились после этого жуткого напряжения», — позже предполагал Ясулович. Игорь раздухарился, что-то упоенно показывал приятелям, шутил, дурачился... На его счастье в этом же трамвае (вот времена были!) ехали и члены приемной комиссии. Кто-то из них парня запомнил и на следующий день поручил его отыскать. Как ни удивительно, но талантливого юношу обнаружили где-то в районе Останкино, где он жил у родственников. И взяли во ВГИК!
Из ЗАГСа сбежал. На репетицию
Ясулович был звездой и курса, и всего института. Он умел всё и любил куражиться. Его будущая супруга Наталья рассказывала, что во время ухаживаний он чего только не придумывал. Например, мог на эскалаторе в метро вдруг закричать: «Девушка! Что вы делаете! Не приставайте ко мне!».
«Сначала я стеснялась, — вспоминала Наталья Юрьевна. — А потом начала подыгрывать»...
С будущей женой Ясуловича познакомил их общий друг Всеволод Абдулов. Устроил им свидание в ресторане «Будапешт» 31 августа. А уже 1 сентября вечером Игорь позвонил Наталье: «Ты можешь сегодня встретиться? Потому что если мы не будем встречаться каждый день, я так не смогу»...
Невесте было всего 18, и ее родители были настроены против раннего брака. Влюбленные честно подождали год и расписались. Сразу из ЗАГСа жених сбежал на репетицию.
Отцом Натальи был знаменитый режиссер Юрий Егоров («Однажды двадцать лет спустя», «Отцы и деды»). И, конечно, нашлись те, кто обвинил молодого провинциала в женитьбе по расчету. «Если бы я такое услышала, — признавалась Наталья Егорова. — Дала бы подзатыльник».
Они прожили вместе больше 60 лет, у них родился сын Алексей, потом появились две внучки...
«Пьяный в метро»
После окончания института Ясулович поступил в театр пантомимы. Этот коллектив просуществовал всего два года. Но сам актер был уверен, что именно там он и стал профессионалом. О своей знаменитой сцене в «12 стульях» он вспоминал так: «Дело в том, что все движения инженера Щукина, как он кричит, как упускает дверь, как садится на лестницу — всё это надо было заранее продумать и исполнить при помощи пантомимы, поэтому всё и получилось».
Тридцать лет до 1994 года Игорь Николаевич служил в Театре киноактера. В 1990-е коллектив практически развалился, и артист болезненно это переживал. Он начал работать в Московском ТЮЗе.
Ясулович много снимался до самых преклонных лет. При всей своей внутренней интеллигентности и доброте он великолепно справлялся с образами негодяев и опустившихся алкоголиков. Он в принципе очень любил играть. Его друзья и родные рассказывали, что в компании Ясуловича с юности любили показывать небольшие зарисовки и отгадывать шарады. Например, среди прочего у Ясуловича была фирменная миниатюра «пьяный в метро».

Игорь Николаевич много лет преподавал во ВГИКе, у него была своя творческая мастерская. Друг семьи Владимир Грамматиков рассказывал, что за эту работу Ясулович не получал ни копейки, но работал самозабвенно и регулярно, объясняя это просто: «Мне очень интересно!».
Игорь Ясулович очень любил жизнь, он обладал невероятным талантом, актерство бурлило в нем и постоянно прорывалось наружу.
Спасибо вам за все, Игорь Николаевич!
Наш любимый шпион. Сколько лет Штирлицу в «Семнадцати мгновениях весны»?
Настоящая боль пришла позже. Трагедия «узника замка Иф» Виктора Авилова
Слишком много смертей. Трагедии режиссера и актеров фильма «Кортик»
Магдалина, мадам Вонг, мама Кати. Лучшие роли Ирины Мирошниченко
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть